СЫН УЕХАЛ НА ФУТБОЛ — МАТЬ ГЛОТАЕТ ВАЛИДОЛ | Заря над Бугом

СЫН УЕХАЛ НА ФУТБОЛ — МАТЬ ГЛОТАЕТ ВАЛИДОЛ

Связаны ли между собой спорт и политика? Вдумчивый читатель заметит, что все вещи в мире взаимосвязаны, и эти два понятия не являются исключением. Еще в античности древние греки прекращали все войны на время проведения Олимпийских игр. Масса примеров есть и в Новейшей истории. Гитлеровская Германия , где в 1936 году проходила Олимпиада, использовала эту возможность для пропаганды «арийского расового превосходства и физической силы». «Неарийцы» методично исключались из немецких спортивных организаций. В годы холодной войны США и ряд стран Запада бойкотировали Олимпиаду 1980 года в Москве, мотивируя этот шаг вводом советских войск в Афганистан. Всегда принципиальное значение имели состязания команд , атлетов, представлявших государства, являвшиеся политическими противниками. Так, когда на одном из чемпионатов мира по футболу сборная Ирана сумела переиграть команду Соединенных Штатов — в Иране был национальный праздник.

Сегодня профессиональный спорт-это большие деньги и большая политика. Но ведь рядовые болельщики часто далеки от политики, их интересует прежде всего сам спорт.

Оказывается, и здесь не все так просто. Рассмотрим этот вопрос на примере самого популярного на сегодняшний день игрового вида спорта- футбола. И, чтобы не ходить за три моря, обратимся к белорусскому чемпионату.

Самая активная часть болельщиков- это футбольные фанаты(так называемые «ультрас»), поддерживающие свою команду не только дома, но и в выездных матчах, создающие целые шоу на трибунах , с флагами, барабанами, другой атрибутикой. Руководства клубов нередко поддерживают «ультрас», выделяя транспорт для выездных матчей, оказывая прочую помощь. Спортсмены знают, насколько важна поддержка болельщиков, особенно в гостях.

В последние несколько лет с поведением фанатов на трибунах и за пределами стадионов связан ряд скандалов. Причиной тому — рост ультраправых, неонацистских настроений в фанатской среде. В прошлом году за размещение болельщиками клуба на трибунах нацистского баннера многомиллионным штрафом было наказано минское «Динамо», подобный случай зафиксирован и в фанатском секторе борисовского БАТЭ. Все это происходит в стране, испокон веков славившейся на всю Европу своей толерантностью.

В милицейских сводках уже фиксируются случаи нападения ультраправых болельщиков на проживающих в Беларуси азиатов и африканцев.

Еще десятилетие назад подобных случаев не было, так откуда же такая тенденция? Почему спорт становится заложником чуждой нам политики нетерпимости?

В молодежной среде большую роль всегда играла мода. Через внешний вид подросток пытается выразить свой внутренний мир, утвердиться как личность и занять достойное место в обществе.

Часто в силу неискушенности молодому человеку трудно оценить то либо иное явление с критических позиций, «включив» инструмент логики.

«Ничто так хорошо не продается, как молодежный бунт»,- заметил один популярный современный автор.

Мода на ультраправые настроения пришла к нашим фанатам из Западной Европы, столкнувшейся с проблемой эмигрантов, отмечен и значительный рост влияния неонацистов в футбольном движении в России, пестрой по своему национальному составу. И сегодня болельщикам в традиционно толерантной Беларуси кем-то настойчиво внушается: если ты не разделяешь подобного политического «кредо», то ты – «лох», каковым быть «непочетно». Вот и появляются на одежде новоиспеченных «наци» кельтские кресты — символ движения скинхедов, надписи типа «14/88» (своеобразный нацистский код) и тому подобные. Нацистскими лозунгами исписываются стены и подъезды наших домов. Подобная пропаганда уже превратилась в бизнес. Сформирована мода на определенные «брэнды» — торговые марки производителей одежды, которую якобы должен носить «настоящий» футбольный фанат, чтобы соответствовать своему статусу. Причем один и тот же продавец нередко торгует как одеждой , пользующейся спросом у ультраправых, так и «брэндами», популярными у враждебной им другой молодежной группировки, называющей себя «антифа» (сокращение от «антифашист»), речь о которой пойдет ниже. Позиционируя себя как борцы с фашизмом в молодежной среде, что вроде бы неплохо, «антифа» в своей «борьбе» используют методы, которые сложно назвать демократическими. К примеру, один из их лозунгов, растиражированный на уличных листовках, гласит: «Убей нациста — спаси будущее». Возникает вопрос: кого убей? Вожди рейха и иже с ними давно в могиле. В данном случае речь идет никак не о карателях из СС, а о наших с вами детях, пусть и неразумных, которым в большинстве подобных случаев для «вправления мозгов» будет достаточно и порции отцовского ремня. А такой «герой- антифашист» представляет себя борцом за справедливость, который лупит по голове бейсбольной битой не заблуждающегося полуребенка, а как минимум рейхсфюрера. То есть снимает себя моральную ответственность за преступление, как герой известного романа Достоевского. Причем такая нелюбовь автоматически переносится на футбол в целом. Но при чем здесь игра, которую любят миллионы? Не надо быть Зигмундом Фрейдом, чтобы понять, что люди, пропагандирующие подобные лозунги , пусть и под внешне благообразной маской, нуждаются в визите как минимум к психологу, если не к психиатру.

Призывы к насилию в любом случае незаконны, от кого бы они ни исходили. А вину и степень ответственности в нашем государстве определяет суд, а не уличные «бойцы».

«Сын уехал на футбол- мать глотает валидол»,- хотелось бы, чтобы слова этой фанатской песенки не стали иллюстрацией к нашему футбольному чемпионату.

Дмитрий Пискур, болельщик с двадцатилетним стажем

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!