Совесть нации – более 800 «Праведников народов мира» | Заря над Бугом
Совесть нации –  более 800 «Праведников  народов мира»

Совесть нации – более 800 «Праведников народов мира»

Реальное отношение населения страны, которой коснулся Холокост, к геноциду евреев в годы Второй мировой войны свидетельствует о состоянии культуры его исторической памяти. Для Беларуси Холокост имеет множество измерений, которые обязательно должен брать в расчет каждый наш соотечественник.

Задумав Холокост, гитлеровские палачи решили поставить крест на существовании одного из коренных народов в нашем Отечестве. Евреи дали ему больше, чем любой иной нетитульный этнос. Они создали уникальную по своему характеру белорусскую разновидность идишистской культуры, сыграли колоссальную роль в становлении капитализма в промышленности на белорусских землях, стояли у истоков тамошнего социал-демократического движения, задавали планку по многим направлениям развития фундаментальных и прикладных наук, отметились в мире изобразительного искусства великими произведениями витебской художественной школы, изумительными шедеврами Мая Данцига, потрясающими скульптурами Заира Азгура, были непосредственно причастны к появлению космонавтики. Все нобелевские лауреаты с белорусскими корнями, за исключением Светланы Алексиевич, еврейского происхождения. Перечень подобных констатаций можно продолжать еще долго. Главное: культура исторической памяти предполагает прочное понимание того, что более 600 000 жертв Холокоста на белорусской земле – это не только физическое уничтожение ни в чем не повинных людей по причине их еврейского происхождения. Беларусь постфактум недополучила много тысяч талантливых людей, которые могли бы принести немалую пользу нашему Отечеству.

В памяти всех поколений должно также отложиться то, что в годы военного лихолетья основная масса белорусов выдержала тест на толерантное отношение к евреям. Более 800 белорусам присвоено звание «Праведник народов мира». Реально же евреев спасало в разы большее количество белорусов. Наш соотечественник просто обязан знать о том, что коммунистическому руководству БССР с конца 1940-х гг. до горбачевской перестройки явно не хватало культуры исторической памяти в той части, которая касалась Холокоста. По его вине о Холокосте нигде не говорилось, нигде не писалось, на государственном уровне никак не ставился вопрос об увековечении памяти соответствующих жертв с обязательным указанием, что они – евреи.

Нельзя, конечно, сказать, что на местах массовых расстрелов евреев вообще не возводилось никаких мемориалов. Они возводились. Правда, их было в разы меньше, чем мест массовых расстрелов. Но главное: всюду присутствовала стандартная надпись на табличках —
«В память о мирных советских гражданах, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками». А о том, что «мирные советские граждане» были евреями, не упоминалось.

На наш взгляд, только с провозглашением суверенной Республики Беларусь в нашем Отечестве стала формироваться культура памяти, в которой адекватное место занял проблемный комплекс, связанный с Холокостом.

Именно в постсоветский период обрели плоть и кровь следующие реалии, подмеченные израильским ученым Геннадием Винницей: «белорусская историография впервые признала особый характер политики нацистов в отношении евреев. Данная тематика получила право на существование в качестве самостоятельной проблемы, которой необходимы изучение и осмысление… В Беларуси сформировалась историография по проблематике истории Холокоста, а также своя собственная школа ученых, занимающихся этой темой».

Достижения данной историографии кардинально повлияли на экспозиционную политику белорусских музеев, предопределили внесение существенных корректив в школьные и вузовские учебники истории, привели к появлению принципиально нового направления идеологической, политико-воспитательной работы, дали мощный импульс для активизации краеведов.

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич
Лукашенко своими практическими делами образцово ответил на вопрос: «Какова должна быть роль властных структур в формировании отношения общества к Холокосту?» Задавая планку в формировании культуры исторической памяти, Глава белорусского государства неоднократно посещал мемориальный комплекс «Яма», инициировал проведение широкомасштабных мероприятий по случаю 65-летия и 75-летия со дня уничтожения минского гетто. Выступление Александра Григорьевича в октябре 2008 года на митинге, проводимом в рамках этих мероприятий, явилось поистине прорывным. В нем многое прозвучало впервые. Был признан факт существования еврейских семейных партизанских отрядов и групп, по достоинству оценивалась их роль в антифашистском сопротивлении. Глава государства показал, что белорусские евреи выступили здесь пионерами в масштабах всей Восточной Европы. Исчерпывающе оценивалась руководящая позиция Михаила Гебелева в подпольном движении в Минском гетто в 1941–1942 гг. Была поставлена жирная точка в спорах о реальной роли Маши Брускиной в деятельности минского подполья начального периода Великой Отечественной войны и, естественно, 17-летняя подпольщица, расстрелянная фашистскими оккупантами, пополнила список возвращенных имен.

Комментируя блестящую речь белорусского лидера, необходимо затронуть еще одно обстоятельство. В победу СССР над германским фашизмом внесли вклад все населяющие советскую державу народы, но у идеологов КПСС были свои подходы к оценке этого исторического явления: из числа участников антифашистского сопротивления они долгие годы упорно вычеркивали лиц еврейского происхождения. Получалось так, что евреи якобы не отвечали сопротивлением нацистским головорезам, учинившим Холокост. Выполняя социальный заказ, соответствующие факты обходила и советская историография. К сожалению, негативные стереотипы в восприятии еврея-воина, еврея-партизана, еврея-подпольщика прослеживаются во многих публикациях, которые встречаются и на постсоветском пространстве. Их авторы, как и в советское время, подводят читателей к мысли, что евреи в таком качестве не выступали.

Благодаря тесному взаимодействию местных властей, самодеятельных общественных организаций, активному подключению структур народной дипломатии широким фронтом развернулась работа по установке мемориальных комплексов, памятников и памятных знаков жертвам Холокоста в Беларуси. Огромную роль в этом великом деле сыграл фонд Лазарусов. Заслуживает быть отмеченной разнообразная причастность со стороны наших бывших соотечественников, проживающих в дальнем зарубежье. Невозможно без восхищения говорить о белорусах, которые в постсоветский период по своей инициативе и на свои собственные деньги занимались установкой памятников и памятных знаков жертвам Холокоста в Беларуси. Каждый из них – Человек с большой буквы. Вот их имена: Николай Ильючик, Владимир Смоляр, Михаил Тарасевич, Иосиф Квач, Вячеслав Липский. Сейчас число мемориальных комплексов, памятников и памятных знаков жертвам Холокоста в Беларуси приближается к 1 000. На тех из них, что устанавливались в постсоветское время, имеются надписи одновременно на русском языке, идише и иврите с обязательным указанием еврейского происхождения жертв нацистского геноцида.

Серьезным вкладом в формирование культуры исторической памяти явился выход на экраны белорусско-израильского полнометражного документального фильма “Хранители памяти”. Это – фильм о Холокосте в Беларуси. Содержательная сторона фильма: глубоко достоверные рассказы 10 человек о Холокосте в Беларуси. Каждый из них рассказывает в среднем 10 минут. Причем рассказы подобраны так, что у зрителей складывается цельное представление о геноциде евреев на белорусской земле с лета 1941 года до весны 1942 года.

Тема Холокоста по самым высоким меркам освещается в отечественных СМИ.

Таким образом, есть все основания заявить, что в Республике Беларусь накоплен ценный опыт на предмет формирования цивилизованного отношения общества к Холокосту, которое начисто исключает историческое беспамятство.

Михаил СТРЕЛЕЦ, доктор исторических наук, профессор

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!