БЕЗДЕЛЬНИКОВ В ЧУВСТВО ПРИВОДИТ ДЕКРЕТ, | Заря над Бугом

БЕЗДЕЛЬНИКОВ В ЧУВСТВО ПРИВОДИТ ДЕКРЕТ,

который направлен на предупреждение социального иждивенчества

Судя по официальной информации, с 2006 по 2010 год в Беларуси численность населения, занятого в экономике, поступательно увеличивалась. Но, к сожалению, уже с 2011 года тенденция изменилась. Ряды трудовых коллективов стали сужаться. И к апрелю 2015 года, на момент подписания Декрета №3 Президента Республики Беларусь «О предупреждении социального иждивенчества», Белстат говорил о 212 тысячах перманентно ищущих работу, 37 тысячах, считающих, что дела для них не найти, и 29 тысячах вовсе не желающих палец о палец ударить. Апрельский Декрет №3, прямо скажем, центры занятости превратил в растревоженные ульи. Жизнь в них продолжает кипеть и до сих пор… Много вопросов в этой связи поступает в различные инстанции и учреждения района. Пишут и звонят читатели и в редакцию еженедельника. Сегодня на них отвечает начальник отдела налогообложения физических лиц инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району Михаил СОЛТАНЮК

— Михаил Николаевич, на кого распространяется обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование госрасходов?

— Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются трудоспособные граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в республике, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183-х календарных дней в календарном году.

— В каких случаях сумма сбора уменьшается?

— В соответствии с Декретом гражданин обязан заплатить в бюджет сбор на финансирование госрасходов за соответствующий год в сумме 20 базовых величин, исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января налогового периода.

В целях стимулирования плательщиков к уплате сбора самостоятельно, Декретом предусматривается уменьшение размера сбора. Если плательщики сбора в период с 1 августа текущего налогового периода и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании госрасходов или участии в таком финансировании менее 183-х календарных дней, а также уплатят сбор не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то сумма сбора уменьшается на 10%.

От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин. При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

— Если человек работает на полставки, то на него Декрет №3 уже не распространяется?

— В соответствии с Декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку).

— Освобождены ли белорусы, работающие в России, от уплаты сбора?

— Подпунктом 3.1 пункта 3 Декрета №3 от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально. Если гражданин работает в России легально, то у него проблем по данному вопросу не возникнет.

— Если человек проживает в сельской местности, где нет подходящей работы, освобождается ли он от уплаты сбора на финансирование государственных расходов?

— В Декрете учтены различные варианты занятости граждан. Периодами участия в финансировании государственных расходов считаются периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; выполнения работ по гражданско-правовым договорам; осуществления ремесленной деятельности; а также периоды, в течение которых гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.

— А как быть при такой ситуации: человек не работает по состоянию здоровья (не инвалид и не пенсионер), но при этом официально по договору найма сдает квартиру и ежемесячно платит подоходный налог. Нужно ли ему платить еще и сбор на тунеядцев?

— Для лиц, уплативших в 2015 году подоходный налог или ряд иных, указанных в Декрете налогов, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на суммы уплаченных налогов (пункт 8 Декрета). А в случае уплаты подоходного налога в 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 Декрета).

— Правильно ли  понимает один из читателей, что если он не работал, но в ближайшие дни оформится ремесленником на оставшиеся пять месяцев года, то он не будет платить сбор?

— Нет. Подпунктом 5.8 пункта 5 Декрета №3 установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления ремесленной деятельности, но при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный календарный год в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. То есть, от уплаты сбора могут быть освобождены только лица, осуществлявшие в 2015 году ремесленную деятельность и уплатившие сбор за ее занятие  на 2015 год не позднее 28 декабря 2014 года.

— А если человек работал в году больше 183-х дней, но заплатил при этом меньше 20 базовых величин подоходного налога, то ему придется доплатить?

— Согласно пункту 5 Декрета, гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183-х календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

— Каков алгоритм действий для молодого человека, если он появляется в Беларуси раз в год, по поликлиникам не ходит и т.д., живет в России, распространяются ли на него требования Декрета №3?

— Нормы документа обязательны для лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Если вы приезжаете в Беларусь раз в год, но являетесь постоянным ее жителем, требования Декрета на вас распространяться не будут. Однако факт проживания за пределами Беларуси более 183-х дней в году вам потребуется доказать в налоговых органах по месту жительства.

— Гражданин РФ проживает в РБ (имеет вид на жительство в РБ). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка — у работодателя. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог, согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы Декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

— Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183-х календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183-х календарных дней в налоговом периоде — будет являться плательщиком сбора.

— Попадут ли под действие Декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

— В документе заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более, что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

— Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

— В соответствии с Декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183-х календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин, исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз — до 1 октября 2016 года, то сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10%, если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183-х календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!