БРЕНД ПОЛЕСЬЯ — «БЕЗДЕЖСКИЙ ФАРТУШОК» | Заря над Бугом

БРЕНД ПОЛЕСЬЯ — «БЕЗДЕЖСКИЙ ФАРТУШОК»

Недавно активисты из районной организации профсоюза работников культуры с целью обмена опытом побывали в Дрогичинском районе, где находится музей народного творчества «Бездежский фартушок». Первое упоминание о селении Бездеж относится к 1409 году, когда оно находилось в Здитовской волости, входившей в состав Великого княжества Литовского. С тех пор минуло более шести столетий, многое на своем веку повидал Бездеж. За это время именовался он местечком и городом, сегодня уже с гордостью носит статус агрогородка.

В настоящее время в Бездеже проживает до 1200 жителей. Есть здесь и свои достопримечательности. К ним относятся костел Святой Троицы 1820 года постройки и два православных храма: памятник деревянного зодчества — Свято-Троицкая церковь, возведенная в 1784 году, и новая церковь  Рождества Христова. В числе местных достояний и пункт Дуги Струве – уникальный памятник истории и научно-технической мысли из коллекции Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и придорожная каплица 18-го века, расположенная на православном кладбище.

В 1999 году в Бездеже, в здании бывшей школы, был создан музей народного творчества «Бездежский фартушок». В его фонде насчитывается около полутора тысячи экспонатов, основное место среди которых занимает уникальная коллекция фартуков. В 2009 году  музей награжден специальной премией Президента Беларуси за создание коллекции, ее сохранение и популяризацию.

Экспозиция музея размещается в семи залах. В первом — «Подворье» — представлен фрагмент бездежской избы конца 19-го — начала 20-го века. Есть здесь и орудия труда, в том числе с помощью которых обрабатывали лён. В народе говорят: «Лён любит поклон». Но надо было еще знать, в какой день его посадить. В понедельник не сеяли – считалось, что это день тяжелый. Во вторник говорили, что всходы будут плохие, в среду – волокна твердые, а в четверг – черви нападут. Поэтому сеяли лён только в пятницу и субботу. Собирали его во второй половине августа, вымачивали, высушивали и хранили до конца осени в снопках. А когда заканчивались все работы на полях, можно было начинать обрабатывать лён. Для начала отделяли семена от стебля с помощью деревянного валика, который назывался прач. Из семян отжимали льняное масло. Трепали, чесали лён сначала на редких зубках, а затем на более густых. Чтобы получить качественное полотно,  лён чесали на воду до тех пор, пока с него не упадет последняя соринка и вода не станет чистой и прозрачной. Затем формировали кудель и при помощи веретена пряли нитку, из которой ткали рушники, одежду.

Во втором зале музея представлен внутренний интерьер избы. Долгими зимними вечерами женщины собирались в одном доме, пряли под песни и рассказы. В красном углу, как полагается, размещалась икона, обрамленная вытканным рушником. Под ней стоял стол. Здесь благословляли молодых перед венчанием и усаживали тех, кто собирался в дальнюю дорогу. Возле стола вешалась полка с посудой. Почетное место в доме занимала дежа для замеса теста. Именно с ней связана легенда о названии деревни.

Говорят, что раньше в деревне были одна-две дежи, и их по очереди передавали друг другу. Люди жили бедно, многие — без деж, отсюда и название. Есть и другая легенда, более романтичная, согласно которой встречались парень с девушкой, и на каждое свидание он приносил ей сирень. А однажды пришел без сирени, и девушка удивленно спросила: «А бэз дэ ж?» — «А сирень-то где?». Вот  так и появилось название деревни. Кстати, до середины 19-го века Бездеж был городом.

В музее хранится много интересных вещей, которые местные жители применяли в быту. Например, детские ходунки. Без помощи экскурсовода, наверное, вряд ли догадались, что шест с палкой и полуокружностью на конце (туда ставили ребенка) и  есть приспособление для ходьбы. Еще одна оригинальная вещица – деревянная снималка для обуви. Такими пользовались в каждом доме. Делали бездежцы и складные снималки, которые можно было брать с собой на работы.

До замужества каждая девушка должна была приготовить сундук приданого. И когда приезжал жених за невестой, забирал сундук, который, чтобы его легче передвигать, был на колесиках.

Поразил своими размерами огромный короб столетней давности для хранения зерна. А смог он так хорошо сохраниться благодаря траве, отпугивающей грызунов, которую  добавляли в солому, когда плели короб.

Знали местные хозяйки и как отбеливать льняные рушники, отличавшиеся особенной белизной и утонченностью.  Зимой это делалось так: в  деревянный бочонок укладывалось полотно, опускалась тряпочка с просеянной березовой золой. Все это заливалось кипятком, клался нагретый в печке камень, чтобы вода подольше держалась горячей. А утром через специальное отверстие в бочке она спускалась, и женщины шли полоскать рушники на реку. Так повторялось несколько раз, пока полотно не становилось белоснежным. Был и другой способ: весной полотна расстилали на лугу и под воздействием солнца и росы они выгорали.

Вообще, рушник сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Его повязывали сватам, стелили под ноги молодым, на него принимали младенца и с рушником провожали в последний путь. Каждая невеста должна была приготовить не менее тридцати рушников, чтобы одарить всю родню жениха. Потому девочки уже в 7-10 лет умели прясть нитки, а в 13-14 — начинали вышивать и готовить приданое. Рушник был символом гостеприимства белорусского народа.

В коллекции музея насчитывается около 300 фартушков, среди которых не найдете двух одинаковых. Они сотканы из очень тонких ниток. А проверяли их так: если триста ниточек проходили через обручальное кольцо, их использовали на фартук, из ниток потолще изготавливали сорочки и другую одежду. К каждому фартушку пришивалось тончайшее кружево, которое также делалось вручную. Затем фартуки выбеливали, крахмалили, складывали в гармошку, чтобы получились складочки, и  хранили в сундуке. А когда нужно было — доставали.

Самый старый фартушок, который хранится в музее, относится к 1880 году. Он — не выбеленный и вышит самым простым узором. Вышивать старались красными нитками. Считалось, что этот цвет отпугивает нечистую силу. Окрашивались нитки природными материалами: черный цвет получали с помощью сажи, красный – луковой шелухи, шишек ольхи. В гардеробе каждой женщины насчитывалось от 15 до 20 фартушков. В пост одевали поскромнее, а на праздники – красивые, яркие, и на каждый — был свой. Носили фартушки в Бездеже до 80-х годов 20-го столетия. Считалось, что появляться женщине без этой детали одежды было неприлично. Ткали фартушки на ткацких станках, один из таких находится в музее. С помощью мастерицы даже можно попробовать, как это делать.

Коллекция, конечно, потрясает своей красотой, буйством красок и фантазии — такого многообразия вышитых узоров видеть не приходилось.

 

В одном из залов можно было примерить полесские наряды. Есть там и костюм жениха и невесты,  голову которой украшал венок из искусственных цветов, назывался он пава.

Экскурсия по музею подходила к концу. Напоследок в исполнении местного фольклорного коллектива «Крыничка» для нас прозвучали белорусские народные песни. Вместе с самодеятельными артистами можно было поучиться танцевать падеспань, польку, редкий танец на вилах — «Никита».

Музейный комплекс включает в себя и экспозицию под открытым небом – крестьянское подворье «Каля Плэса» (Плёс – название местной реки). Здесь можно увидеть пасущихся домашних животных. На подворье находится сельский домик с погребом и сараем. Внутри хатки — печь, где готовят вкусную деревенскую еду. Это и свежевыпеченный хлеб, и драники, и квашеная капуста, и соленые огурчики, и сало. Попробовали мы и местную приправу, которую делают из молотых семян льна, а называется она макуха. В домике также располагается очень уютный двухместный гостиничный номер, где можно остановиться.

Словом, Бездеж оставил массу приятных впечатлений. Есть, что перенять, чему поучиться. Тем более, что у нас в районе идет сбор материалов для своего музея,  посвященного сельской женщине. В Прибужье тоже есть много чего интересного, характерного только для нашей местности – это и народный фольклор, и присущий только определенной местности строй одежды, и свои мастерицы с умельцами, создающие настоящие произведения искусства, конечно же, будет у нас и свой бренд.

Марина САМОСЕВИЧ

Фото автора

 

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!