Что такое страховой стаж? Новое в пенсионном законодательстве | Заря над Бугом

Что такое страховой стаж? Новое в пенсионном законодательстве

Вопросы пенсионного обеспечения актуальны не только для  пенсионеров, но и для лиц трудоспособного возраста. В целях адаптации социального обеспечения к изменяющимся социально-экономическим условиям 31 декабря 2015 года был принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

В связи с этим с 1 января 2016 года увеличился с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (страховой стаж) для  пенсий по возрасту и за выслугу лет, назначаемых в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Прежние требования по продолжительности страхового стажа  сохранены для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца (требуется не менее одного дня страхового стажа); пенсий по возрасту для родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетных матерей, родивших пять и более детей; инвалидов с детства, инвалидов войны (статьи 17-22 Закона) – страховой стаж должен быть не менее 5 лет.

Что включается в страховой стаж

В страховой стаж включаются периоды работы (или иной деятельности), которые предусмотрены частью 1 статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории бывшего СССР, а также время получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию (пункт «б» части 2 статьи 51 Закона).

В страховой стаж могут быть включены периоды работы за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено международными договорами.

Что не включается

в страховой стаж

В страховой стаж не засчитываются  иные периоды, предусмотренные частью 2 статьи 51 Закона, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также лицом, достигшим 80-летнего возраста; время получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования и др.; периоды получения пособия по безработице, а также военная служба и служба, предусмотренные в пункте «а» статьи 51 Закона.

Какая пенсия может быть назначена при отсутствии страхового стажа

При отсутствии необходимого   страхового стажа  гражданину может быть назначена социальная пенсия по возрасту: мужчине по достижении 65-летнего возраста, женщине – 60-летнего возраста, размер которой составляет 50%  наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала. В настоящее время размер социальной пенсии по возрасту составляет 820 000 рублей.

Поэтому молодым людям, которые только выходят на рынок труда, необходимо уже сегодня  задуматься о будущей пенсии.

Пример 1: 5 января 2016 г. за назначением трудовой пенсии по возрасту обратилась гр-ка Ж., 06.01.1961 г.р. Она с 1 сентября 1978 г. по 30 июня 1983 г. являлась студенткой дневного отделения университета, с 1 сентября 1983 г. по 15 ноября 2006 г. работала на заводе. В период работы находилась в отпусках по уходу за четырьмя детьми (общей продолжительностью 10 лет).

Поскольку у гр-ки Ж. отсутствует 15 лет 6 месяцев страхового стажа (имеется 13 лет 2 месяца 15 дней), оснований для назначения ей трудовой пенсии по возрасту не имеется. Ей может быть назначена социальная пенсия по достижении 60 лет.

Кроме того, с 1 января 2016 года вступили в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие увеличение пенсий женщинам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, чей стаж работы составляет более 35 лет, мужчинам — со стажем работы более 40 лет.

Это произошло за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Стоимость 41-го/36-го года стажа (у мужчин и женщин соответственно) составит 1,1% среднемесячного заработка пенсионера (но не менее чем 1,1% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), 42-го/37-го – 1,2% (но не менее чем 1,2% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), 43-го/38-го – 1,3% (но не менее чем 1,3% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), 44-го/39-го – 1,4% (но не менее чем 1,4% от 0,7 средней заработной платы работников в республике), за 45-й/40-й – 1,5% (но не менее чем 1,5% от 0,7 средней заработной платы работников в республике).

Пример 2: Гр-ке Ж. пенсия по возрасту исчисляется с учетом  стажа работы 40 лет и индивидуального коэффициента заработка 4, не работает.

5 934 701 руб. (применяемая для расчета пенсий  величина средней заработной платы работников в республике) умножается на 4,0 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 23 738 800 рублей (осовремененный заработок пенсионера).

Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона, а именно, заработок не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью 771 511 руб. (5 934 701 руб. х 130% х 10%), а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов. Также для неработающих пенсионеров заработок в пределах от 130 до 400 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, учитывается в размере 10 процентов.

Таким образом, заработок, из которого исчисляется пенсия, составит 5 845 680 руб.: 771 511 руб.  + 694 360 руб.  (771 511 руб. х 90%) +  617 209 руб. (771 511 руб. х 80%) + 540 058 руб. (771 511 руб. х 70%) + 462 907 руб. (771 511 руб. х 60%) + 385 756 руб. (771 511 руб. х 50%) +308 604 руб. (771 511 руб. х 40%) + 231 453 руб. (771 511 руб. х 30%) + 154 302 руб. (771 511 руб. х 20%) + 771 511 руб.  (771 511 руб. х 10%) + 1 602 369 руб. (( 3 738 800 руб. – 7 715 111 руб.)*10%).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы (статья 23 Закона, Указ № 570):

5845680 руб. х 55% (размер пенсии за стаж работы 20 лет) + 5845680 руб.  х 15%  (увеличение за  стаж работы сверх 20 лет до 35 лет) + 5 845 680  руб. х 1,1%  (за 36 год стажа) + 5 845 680  руб. х 1,2% (за 37 год стажа) + 5 845 680  руб. х 1,3%  (за 38 год стажа) + 5 845 680  руб. х 1,4%  (за 39 год стажа) + 5 845 680  руб. х 1,5% (за 40 год стажа).

Размер пенсии в январе 2016 г. составил 4 471 950 руб. По сравнению с декабрем 2015 г. размер пенсии увеличился на 87 690 рублей.

Кроме того, с 1 января 2016 г. мужчинам со стажем работы 36 лет и выше, женщинам со стажем работы  31 год и выше при исчислении трудовой пенсии учитывается заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике.

Справочно: до 1 января 2016 года предельная величина заработной платы для исчисления пенсии составляла 4 средние заработные платы работников в республике, что соответствовало индивидуальному коэффициенту заработка пенсионера 4,0.

Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома

Фото http://bdg.by

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!