…Чтобы отдать душу Свою за жизнь мира | Заря над Бугом

…Чтобы отдать душу Свою за жизнь мира

За неделю до Светлого Христова Воскресения Церковь отмечает великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим, который еще называется Вербным воскресеньем и Неделей ваий. Сегодняшний праздник — это рассказ о событиях того воскресного дня, когда Господь в великой славе, окруженный ликующей толпой, вошел в Иерусалим, чтобы совсем скоро «нашего ради спасения» претерпеть страдания и Крестную смерть.

Христианский праздник — не просто одно из торжеств, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Это, скорее, созерцание и пища для ума и сердца.

После воскрешения Лазаря Господь удалился из Вифании и находился в городе Ефраим близ Иерихонской пустыни, пока не пришел час выходить на Свои вольные страдания. Этот путь начался со славного и торжественного входа в Иерусалим. Господь шел туда, чтобы испить чашу искупительных страданий за род человеческий, отдать душу Свою за жизнь мира.

Вход Господень в Иерусалим был окружен особой торжественностью и народным ликованием.

Народ, наслышанный о чудесах Христовых, встречал Его как Мессию. Ликованию толпы не было предела. Наверное, никто, кроме Самого Христа, не знал в тот момент, что спустя всего несколько дней эти же люди, увидев, что Господь не собирается поднимать вооруженных восстаний и вести иудейский народ к мировому господству, разочаруется и отвернется от Него. Те же люди, что сейчас постилают под копыта осленка свои одежды и, не умолкая, возглашают: «Осанна в вышних!», спустя всего несколько дней, недоумевающие от слов Господа о Небесном Царстве и покаянии, закричат: «Распни, распни Его» (Мф. 27, 22).

Накануне праздника, во время всенощного бдения, на полиелее, совершается освящение ваий (или ветвей вербы). Освященные ваии раздаются, когда люди подходят к Евангелию и иконе, и затем молящиеся стоят с ними во время чтения канона, символизируя встречу Господа, идущего в Иерусалим. Ветви вербы, которые употребляются в Русской Церкви вместо пальмовых ветвей, служат знамением победы Христа над смертью и предвещают Его Славное Воскресение.

Христос, входящий в Иерусалим, – это Христос, входящий в жизнь каждого из нас. Истинный город Иерусалим – душа каждого верующего человека. Христос, сидящий на осляти, – это Христос, смиряющий наши животные начала, которые у некоторых слишком обнажаются и проявляются именно во время Великого поста. Потому что время поста – это время покаяния, и Господь через наше воздержание в чем-либо во время поста дает нам возможность лучше рассмотреть себя самих. Христос, входящий в Иерусалим при оглушительном крике торжествующей толпы, – это Христос, грядущий на страдания вольные. Люди, которые устилали одеждами своими путь Его, это прежде всего патриархи: Авраам, Исаак, Иаков. Это древние пророки, которые всей своей жизнью, своими пророческими озарениями свидетельствовали о грядущем Христе-Спасителе. И мы, православные христиане, которые взирают на это событие как на некое прошлое, в отличие от пророков и патриархов, которые взирали на это событие как нечто будущее, должны переживать это событие днесь, сегодня, как будто мы современники этого события, чтобы в этот день праздника Входа Господня в Иерусалим, когда мы славословим Его, чтобы в Страстную пятницу нам не оказаться среди тех людей, которые будут кричать: «распни, распни Его». А может быть, устами своими мы славословим днесь входящего в Иерусалим нашей жизни, нашей души, но своими действиями восстаем против Него.

Ибо каждый грех, совершенный христианином, искупленным человеком Божьим, есть точно гвоздь, гвоздь, вбитый в руку Учителя. Каждый дурной помысел, который проявляется в сердце православного христианина, есть точно шип тернового венца, который впивается в чело Господа. Посему постелем перед Грядущим на осляти не одежды наши, но сами души наши в сокрушении сердечном, постелем перед Господом, который смиряет наши страсти и делает людьми, стремящимися к целомудрию и Божьей правде.                                                                                                                             

Протоиерей

Олег Стеняев

 

 

Сергий ГЛУЩЕНКО

Вербное…

Осанна!..

Ослик восхищенный

Роняет на парчу слезу…

И я,

Как Лазарь воскрешенный,

Держу в руках любви лозу.

Пою хвалу, стелю дорогу

Для Самой Светлой

                          из Надежд.

Всю боль души —

                        под ноги Богу…

Здесь

Исцеляющий невежд

Мой помысл скудный,

                        маловерный

Слезой осляти осоли…

Гряди Господь!

Царю вселенной,

Сюда — где Твой Иерусалим!

г. Брест

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!