«ДЕТЯМ ОТДАЮ ЧАСТИЧКУ СЕБЯ…» | Заря над Бугом

«ДЕТЯМ ОТДАЮ ЧАСТИЧКУ СЕБЯ…»

Первая учительница играет большую роль в жизни ребенка. С нее начинается знакомство со школьной жизнью. К ней ученики обращаются за помощью, как ко второй маме. Ее имя помнят всю жизнь. В преддверии профессионального праздника корреспондент «Зари над Бугом» побеседовал с учителем начальных классов ГУО «Средняя школа д. Клейники» Людмилой СКАЛКОВИЧ. Человек с неиссякаемой энергией, Людмила Михайловна рассказала, как находит понимание с учениками и их родителями, что чувствует, когда ее класс вырастает, и помогает ли педагогическое образование в воспитании собственных детей.

— Людмила Михайловна, расскажите о том, как начиналась Ваша профессиональная деятельность?

— Учителем я стала неожиданно. Не сказать, что хотела — так сложились обстоятельства. Я жила в Каменце, окончила там среднюю школу. Родители далеко от дома не хотели отпускать. После окончания школы решили, что учиться в вузе можно будет в лучшем случае в Бресте. Так я поступила в пединститут. Уже двадцать пять лет прошло с того времени, как его закончила.

Не могу сказать, что я очень любила учиться, мне больше нравилась практика. В пионерском лагере после второго курса я почувствовала, что учитель — это мое, это мне нравится, у меня это получается. Сразу после института год проработала в Чернавчицкой средней школе и ушла в декретный отпуск.

Потом в Клейниках мы построили жилье, переехали туда, и уже двадцать лет я работаю в местном учреждении образования.

— Чем Вам нравится профессия учителя?

Каждый день, когда приходишь в школу, дети бегут тебе навстречу и с радостью кричат: «Людмила Михайловна!». Такое удовольствие получаешь оттого, что ты нужен кому-то.

Вообще, я строгий учитель, у меня должны быть железная дисциплина и порядок везде. Но эту строгость, которую проявляет учитель, дети не замечают. Потому что видят в тебе человека, к которому хорошо относятся и которого любят.

Приятно работать с теми детьми, которые дают такой высокий темп, что ты чувствуешь – тебе надо всегда держать себя в тонусе, чтобы успеть за ними, продолжать заниматься самообразованием. Хорошо, когда ты не просто готовишь и проводишь урок, а вместе с детьми учишься чему-то новому. Это дает стимул к развитию.

— Наверное, сложно организовать первоклашек, ведь они еще не привыкли к школьной дисциплине?

— Ученика младшего класса можно заинтересовать в любой ситуации. Если в старшем звене навести порядок довольно непросто, то в начальной школе это сделать очень легко. Ты чувствуешь, что можешь собрать детей, что можешь их вдохновить, сказать им что-то необычное, и они будут увлеченно слушать тебя. Ученики начальной школы умеют слушать и стремятся получать новые знания. Приятно видеть в глазах детей внимание и радость познания.

— Как Вам удается найти понимание с учениками и их родителями?

— Я считаю, что они все — мои. Я всех своих учеников люблю, как своих родных детей, и отношусь к ним соответствующе: и поругаю, и научу, и пожалею. Для меня школа неразделима с семьей. Прихожу туда в восемь утра и ухожу в шесть вечера, то есть больше времени провожу на работе. Для меня это не просто профессия, а часть моей семьи.

Необходимо работать на результат. Должна быть связь между родителями, детьми и учителем. Мы созваниваемся, дополнительно встречаемся, если нужно. Я всегда в курсе каких-то семейных проблем. Мы встречаемся просто как друзья, приходим друг к другу в гости. В общем, живем с родителями одной жизнью.

Я горжусь тем, что умею жить классом. Все учителя с большим стажем могут правильно преподавать, но вот найти общий язык и быть единым со своими детьми удается не всем. Это очень важно и это главное, чего я добилась за годы своей работы.

Если родители уважают учителя, то и ребенок к нему также относится. У меня все родители хорошие!

— Помогли ли профессиональные знания Вам в воспитании своих детей?

Две мои дочки в детстве были очень организованные, потому что знали — мама на работе. За ними была уборка, готовка, стирка, глажка. Для них и мужа моя работа — это святое. Старшая дочка у меня уже взрослая, замужем, а младшая учится сейчас в седьмом классе. Уверена, мои девочки будут хорошими людьми. Они выросли, как мне кажется, на положительных примерах.

— Что Вы чувствуете, когда класс, который Вы воспитали, подрастает и уходит?

— Это настоящая беда. Для выпускников начальной школы у нас проводятся прекрасные праздники «Прощание со школой». Со слезами на глазах мы вспоминаем о днях, проведенных вместе. Дети меня навещают и после того, как переходят в старшее звено. Очень тяжело с ними расставаться, ведь им я отдаю частичку себя. Наверное, я такой человек, который жалеет отдать свое. Каждый выпуск помню по именам.

— А как Вы встречаете новых первоклашек?

— Всегда мечтала, что буду такой учительницей, которая сделает что-то необычное и запоминающееся. Перед началом учебного года каждому ребенку я пишу поздравительное и приветственное письмо и лично вручаю. Перед тем как они пойдут в школу, мы уже знакомы с ними и с их семьями.

Важно, чтобы, приходя учиться, ребенок не боялся педагога. Дети испытывают сильный стресс в первом классе. Они ничего не знают, для них все новое, им все страшно. А когда они увидели учителя на своей территории, уже не воспринимают его как чужого человека.

Очень трогательно наблюдать за тем, как ребята открывают мои письма. Многие до сих пор хранят все, что я им посылала. Отрадно, когда частичка тебя остается в сердцах детей.

— Профессия педагога всегда считалась почетной. Что для Вас значит быть учителем?

— Учитель, в первую очередь, всегда и во всем должен быть примером. Если у тебя есть недостатки, ты должен сделать так, чтобы люди их не замечали. Начиная с поведения, манеры говорить, заканчивая умением общаться.

Учителем быть очень тяжело. Ты должен знать, как правильно поступить в той или иной ситуации, не нарушив баланс. Сложно быть и правым, и никого в то же время не обидеть.

Меня по имени в деревне никто не называет. Всегда при общении зовут просто «Михайловна». Как была ею с двадцати трех лет после окончания пединститута, так и осталась. Будь то сельисполком, школа или магазин — все называют одинаково. Но на «ты» никто никогда. Я считаю, что это знак уважения. Нужно быть именно таким учителем.

— Чему Вы научились за годы работы?

— Терпению. Каждый ребенок индивидуален, к нему нужно найти свой подход. Ученики разные, семьи разные, уровень жизни у всех разный. Найти подход и сплотить класс в единый коллектив – это, конечно, многого стоит. Кроме того, дети меня научили своей непосредственности. Я могу веселиться вместе с ними, несмотря на свой возраст, и не стесняться быть ребенком.

— Какую деятельность школа ведет во время каникул?

— На базе Клейниковской средней школы идет оздоровление детей. Во время весенних и летних каникул дети посещают лагерь. Мы организовываем для них различные мероприятия, поездки, экскурсии. Таким образом, проводится оздоровление школьников и культурно-массовая работа.

Мы достигли в данном направлении серьезных результатов. В наш лагерь всегда больше желающих, чем предусмотрено отделом образования. Каждый день у нас происходит что-то новое и интересное. В прошлом году, например, был реализован проект «Путешествие по морю 18 островов». Также велась патриотическая деятельность к 70-летию Победы. Мы смотрели фильмы, посвященные войне, ездили в Брестскую крепость.

В прошлом году проект занял первое место в районе. А в этом мы разработали целое методическое пособие для организации оздоровительной кампании — 160 страниц, на которых полностью изложены все режимные моменты. Материалы оформлены методически правильно, есть приложение с фотографиями. Это наша гордость.

— Вы очень энергичный человек. Остаются ли силы на какие-либо хобби?

— Меня интересуют очень многие вещи. Из всех выделить могу путешествие и краеведение. Честно, когда работаешь по десять-двенадцать часов в сутки, на то, что ты любишь, остается очень мало времени. Одним словом, живу школой.

— Людмила Михайловна, что бы Вы хотели пожелать коллегам в преддверии Дня учителя?

— Уважаемы коллеги! Позвольте в наш профессиональный праздник поздравить вас от всей души! Мы с вами соратники в борьбе за ум детей, за их знания, за их будущее в этом мире. Мы их наставники и для некоторых даже друзья. Мы дарим им надежду и помогаем расправить крылья для большого полета длиною в жизнь. Пожелаю вам, коллеги, бодрости ежедневной, чтобы каждый новый день был наполнен счастливыми моментами и благодарными улыбками детей. Пусть ваша жизнь будет самой благополучной и долгой, полной светлых дней и счастливых мгновений!

Беседовал Дмитрий БОСАК

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!