ДУШОЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ МОЛОД, ИНТЕРЕСНЫМ ДЕЛОМ УВЛЕЧЕН… | Заря над Бугом

ДУШОЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ МОЛОД, ИНТЕРЕСНЫМ ДЕЛОМ УВЛЕЧЕН…

Юрий Александрович ИВАНОВ – кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии Беларуси Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (Москва), «Отличник народного образования БССР», Почетный гражданин Брестского района.  Автор около 70 публикаций в отдельных изданиях, научно-методических журналах и сборниках материалов конференций.

Юрий Иванов, пожалуй, единственный с момента образования Брестского района, кто так долго возглавлял отдел образования райисполкома. Двадцать лет — это целая эпоха в истории Прибужья, а началась она в 1983 году. До этого Юрий Александрович с отличием окончил Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина по специальности «учитель географии и биологии». Четыре года отработал председателем студенческого профсоюзного комитета института. А в 1973 году началась его практическая деятельность как педагога, руководителя школы. За десять лет он четырежды был директором разных учреждений образования, в том числе Знаменской средней, Гершонской восьмилетней и Томашовской средней школ, в последней стал одним из создателей мемориального музея Космонавтики, посвященного дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Петру Ильичу Климуку.

Став заведующим отдела образования, Юрий Александрович считал своей первоочередной задачей укрепление материально-технической базы учреждений образования района, делал все, чтобы наши школы имели более эстетический вид. В это время большое значение придавалось обустройству кабинетов, столовых, учебных мастерских. Оборудовались спортивные залы и гимнастические площадки, строились кроликофермы и теплицы. Все школы в районе занимались самозаготовками. Из выращенной продукции делались бесплатные салаты, которые дополняли школьные обеды. И так было на протяжении ряда лет.

Достоянием Брестского района называют систему дифференцированного обучения, разработанную Юрием Ивановым и внедренную в практику работы школ Прибужья. По этой теме в 1993 году он защитил диссертацию на присвоение ученой степени кандидата педагогических наук, ей посвятил множество статей. В чем же смысл этой системы? Ее автор объясняет так:

— Возьмем, к примеру, начальную школу. С помощью школьного психолога, а мы первые в республике и Союзе, у кого в школе появился такой специалист, определяли уровень готовности детей. Не все они были в детском саду и проходили программу подготовки к школе. Поэтому, где возможно было, мы создали классы для  уже обученных детей, потому что они быстрее учились писать и считать. Если с ними многое успевали сделать за урок, то для другой группы учеников выбирался оптимальный темп. Но были и такие ребята, которым надо было многократно показать один прием написания того же крючочка. Таким образом, мы старались, чтобы дети,  недополучившие соответствующего развития в дошкольном учреждении,  в результате замедленного темпа обучения и усиленного внимания к ним могли догнать своих сверстников. И, знаете, получалось очень хорошо.

В среднем звене начиная с шестого класса мы развили сеть факультативного курса, чтобы ребенок мог проверить, способен ли он усваивать на углубленном уровне тот или иной предмет. Если он понимал, что сделал неправильный выбор, то в течение года мог перейти на другой факультатив.

Эта ситуация, которую мы называли «свободного плавания» или «свободного выбора», помогала определить, какие предметы надо выбрать для углубленного изучения в старших классах. Начиная с восьмого класса дети, которые выявляли способности к математике, например, изучали этот предмет более основательно, по девять часов в неделю. Так же и с другими предметами. Я назвал это «репетиторством за счет государства». То есть мы очень рационально использовали часы учебного плана. Ни одного лишнего часа ни в министерстве, ни нашем финотделе мы не попросили для дополнительного финансирования. И так в классе получалось по две-четыре таких профильных микрогруппы. Остальные же ученики изучали те же предметы на базовом уровне и осваивали некоторые профессии в УПК, потом они шли на работу или совершенствовали свои знания через систему ПТУ. И это был очень хороший вариант.

Система дифференцированного обучения работала практически 18 лет, пока в школах не закрыли профильное обучение и не ввели опять факультативы. Юрий Александрович читал авторские курсы и в Витебске, и в Могилеве, и Гродненской области, и на Волыни, и даже в Краснодарском крае. Каждую неделю в район приезжало по  2-3 делегации, чтобы познакомиться с этой системой. Побывал однажды на уроках в наших классах и тогдашний министр образования. Потом провели «круглый стол» с его участием. А позже был республиканский семинар по системе дифференцированного обучения. Многие районы подхватили ее. Юрий Александрович уверен, что она снова возродится.

Брестскому району он посвятил 28 лет своей жизни. Сегодня Юрий Иванов работает в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, является доцентом кафедры географии Беларуси. Ведет производственно-педагогическую практику у студентов, при этом следит, чтобы ребята и девчата из Брестского района обязательно проходили ее в школах Прибужья. А во избежание проблемы с кадрами желательно, чтобы они возращались домой и после окончания вуза.

Безусловно, Юрий Иванов известен у нас как основатель системы дифференцированного образования, но мало кто знает о его личной жизни.

Он родился 7 января 1943 года в деревне Дубки Смоленской области.  Родителей своих не помнит: мама умерла во время родов, а отец погиб на войне. Один-единственный раз состоялась его встреча с отцом, о которой Юрий Александрович знает по рассказам своей тети — маминой сестры, воспитавшей его. Юра был тогда совсем маленьким. Освободив Смоленск, наши войска продолжали наступление. По Смоленской дороге шли наши солдаты. В одной из колонн должен был идти и его отец. Они несколько дней ждали его у дороги и, наконец, увидели. Короткой была эта встреча. Тетя рассказывает, что папа поднял сына высоко над головой и все…, надо было идти дальше. Позже пришло известие о том, что он погиб. А в Брест они перебрались после войны, куда их и двух тетиных сестер позвал к себе их родной брат. Юношей он ушел на фронт, а после Победы остался в городе над Бугом, служил в погранвойсках, рано женился. На Волынке ему выделили небольшой домик, куда все и переехали из Смоленской области, где жили в землянке — деревня сгорела во время войны.

Юрий Александрович по-прежнему молод душой. Увлеченность интересным делом, общение с молодежью не позволяют думать о возрасте. Всегда и во всем его единомышленником была и остается супруга Ольга Александровна, которая так же, как и он, является «Отличником народного образования Республики Беларусь» и работает в университете, она — доцент кафедры педагогики. У супругов замечательная дочь и взрослый внук.

Мария КУЗНЕЦОВА

На снимке: (слева направо)  Леокадия Константиновна Грицко, Петр Антонович Брюзгин, Мария Яковлевна Крашенинникова и Юрий Александрович Иванов в одной из поездок по району.

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!