Экологическое воспитание в школе | Заря над Бугом
Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание в школе

“Пробудить в детях чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных воспитывающих душу влияний”.

К.Д. Ушинский ГУО «Средняя школа д. Страдечь имени Н.Е. Зайца»

Дети – это общество будущего. От их здоровья и того, каким образом обеспечивается их рост и развитие, зависит уровень благосостояния и стабильности страны. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, обеспечивающей формирование у детей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

В ГУО “Средняя школа д. Страдечь имени Н. Е. Зайца” экологическому воспитанию учащихся уделяется большое внимание. Различные обучающие мероприятия, конкурсы и акции экологической направленности в школе проводятся регулярно, и дети принимают в них активное участие. Например:

1.    Экологическая тропа “В гармонии с природой”

Сельские дети находятся в максимальном приближении к природе. И это, безусловно, дает преимущество в воспитании экологической культуры у учащихся школы в д. Страдечь. Для знакомства детей с охраняемыми, лекарственными, ядовитыми растениями местности, влиянием абиотических и биотических факторов на природу в школе была создана экологическая тропа «В гармонии с природой». По тропе проводятся экскурсии весной, летом, осенью и зимой, где дети могут наблюдать за изменениями экосистем по сезонам года. Маршрут включает разнообразие биоценозов типичных для республики в целом и экотропы.

 Проведение экскурсий по одному и тому же маршруту даёт возможность регулярно наблюдать за одним и тем же участком, замечать изменения, анализировать причины и делать выводы, оценивать отрицательное влияние различных загрязнений окружающей среды на растительный и животный мир.

 Маршрут экологической тропы состоит из 9 экостанций протяжённостью в 3 километра (станции и остановки могут меняться в зависимости от поры года):

  1. Станция «Школа». Проводятся вводная беседа, ознакомление с целями и задачами путешествия, маршрутом тропы, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе (в природе). Учащиеся разбиваются на группы и получают задания. Остановка «Погода». Учащиеся определяют температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, направление ветра.
  2. Станция «Ботаники». Остановки «Смешанный лес», «Охраняемые растения», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».
  3. Станция «Зоологи». Остановки «Рыжие лесные муравьи», «Птицы – жители леса».
  4. Станция «Экологи». Остановки «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной», «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов».
  5. Станция «Турист». Остановка «Привал».
  6. Станция «Гидрологи». Остановки «Озеро», «Река».
  7. Станция «Аналитики». Определение основных типов взаимоотношений в биогеоценозе и построение цепей питания. Ребята делают вывод о степени загрязнения воздуха в районах экостанций.
  8. Станция «Топографы». Съёмка маршрута тропы.

 

2.    Исследовательская работа

Экологическое воспитание – это, прежде всего путь к здоровому образу жизни. Поэтому так важно передать школьникам знания о том, что человек – часть природы, и жить он должен в гармонии с ней, что завтрашний день человека, его здоровье,  зависит от чистоты окружающей среды.

Для достижения этой цели в школе были разработаны и проведены различные мероприятия и выделены основные формы работы с учащимися  (с учётом возрастных особенностей), в частности:

  1. Исследовательская работа «Изучение состояния здоровья подростков в школе»

Мониторинг физического развития учащихся, особенно в самый критический период их жизни – подростковый, позволит прогнозировать развитие дисфункций и вовремя предпринимать профилактические мероприятия с целью предотвращения развития различной патологии. Оценка физического развития производится с помощью методов антропометрии, изучая соматометрические признаки (длину, массу тела и окружность грудной клетки).

  1. Исследовательская работа «Оценка экологического состояния колодезной воды в деревне».

Целью данного исследования была санитарно-гигиеническая оценка колодезной воды в деревне. В результате проделанной работы был сформирован ряд практических рекомендаций, при выполнении которых может быть  улучшено качество воды в колодцах деревни, и как следствие, качество жизни местного населения.

3.    Творческие мероприятия и конкурсы

  • Разработка и создание рекламных буклетов «В гармонии с природой».
  • Конкурс “Эко — Мода”.

     

  • Ребята также принимают активное участие в эколого-туристическом феситивале “Тайны Прибужского Полесья”, где соревнуются в знаниях об окружающем мире.

Такие мероприятия помогают обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученных на уроках  биологии и экологии через развитие творческих способностей учащихся.

4.    Развитие практических навыков и трудовое воспитание

Эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности. Осуществляется она на всех этапах обучения в школе, каждому из которых, учитывая возрастные особенности школьников, присущи определенные цели, задачи, методики.

В школе на постоянной основе действует проект “Клумбы и экологообразовательный процесс”. Школьные клумбы представлены цветочно-декоративным отделом  и отделом биологии растений.

Большое внимание  уделяется  цветочно – декоративному отделу, так как растения этого отдела украшают всю территорию школы. Этот отдел имеет не только эстетическое, но и экологообразовательное значение. Изучая цветочно–декоративные растения, учащиеся знакомятся с морфологическими , биологическими особенностями растений, закрепляют знания о систематических групах по биологии, проведению эколого–исследовательской деятельности. Отдел создан при подборе ассортимента разнообразных видов, разновидностей растений, которые обеспечивают непрерывность цветения на протяжении вегетационного периода. В отделе выращивается более 30 видов цветочных растений. В этом отделе проводят работу учащиеся всех классов.

Отдел биологии растений включает два участка — морфологический и систематический. На морфологическом участке учащиеся изучают многообразие видов корней, стеблей, листьев, цветов, соцветия,  способы опыления. А так же растения по продолжительности жизни: однолетние, двулетние и многолетние.             

На систематическом участке проводятся занятия с  5 – 7, 10, 11 классами, где выращиваются растения  разнообразных классов, семейств, родов и видов.

 

5.    Проблемное обучение

Как средство достижения поставленной задачи используется также проблемное обучение. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые под руководством учителя активно усваивают новые знания.  Проблемные ситуации позволяют,  опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения, стремление овладеть знаниями по предмету, несмотря на имеющиеся трудности. 

Фрагменты проблемного обучения:

  • Тема. Человек – часть природы, биология 6 класс, проблемное изложение.

На Земле нет ни одного даже самого примитивного существа и ни одного растения, которое не имело бы в своём составе воды и могло бы без нее обходиться. Человек очень остро ощущает нарушение водного баланса. Потеря влаги (6 — 8 % от массы тела) вызывает тяжёлое состояние, близкое к обмороку. При потере организмом 10 — 12 % воды происходит остановка сердца.

*Давайте вместе ответим на вопрос. Почему вода уникальна и ничем не заменима?

  • Тема. Внутреннее строение листа, биология 7 класс, поисковая беседа.

Ещё в 19 веке люди заметили, что в крупных городах деревья быстрее желтеют и теряют листву, если они растут рядом с неисправными фонарями.

*Обьясните это явление. Ответьте на вопросы.

*В какое время происходит?

*Какой газ поглащается?

*Какой газ выделяется?

*Зачем живым организмам (человеку) нужен этот газ?

*Изменение этого газа  может повлиять на здоровье человека?

  • Тема. Значение двигательной активности для сохранения здоровья, биология 9 класс, поисковая беседа.

 В древности говорили: “Движение строит”.

*Как вы понимаите этот афоризм?

Когда-то древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай”

*Как вы понимаите это высказывание?

  • Тема. Угроза экологических катастроф и их предупреждение, биология 11 класс, проблемная беседа.

Широкую известность в последнее время получили диоксины, поступающие в атмосферу с нефтехимических предприятий или, например, при открытом сжигании бытового мусора, содержащего синтетическую упаковку. Это сверхтоксичные соединения, которые поражают легкие, почки и другие органы, подавляют способность к деторождению, вызывают появление уродств. Известен случай, когда на севере Италии выброс всего 2 кг диоксинов вызвал тяжелые заболевания  у двух сотен людей и отравление многих десятков тысяч животных. Опасны также полихлорбифенилы (ПВХ), фенолы, метиловый спирт, которые вызывают слепоту или даже смерть при употреблении в качестве алкоголя.

*Какие факторы влияют на здоровье человека, ограничивают продолжительность жизни?

*Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжелых заболеваний и преждевременной смерти?

Формирование нового сознания по отношению к природе — процесс длительный и трудоемкий, но проявляя инициативу, настойчивость и творческий подход к экологическому воспитанию школьников всех возрастных групп, возможно достигнуть больших успехов. В этом вопросе огромная ответственность возлагается на учителя, ведь он должен заинтересовать детей, грамотно организовать учебный процесс, стать не только проводником в мир природы, но и настоящим примером бережного отношения к ней. Однако, экологическое воспитание не ограничено ответственностью одного учителя, это систематическая педагогическая деятельность, совместная ежедневная работа школы, семьи и всего общества, направленная на развитие у учащихся экологической культуры, на формирование умений и навыков деятельности в природе, на воспитание любви к ней, стремления беречь, приумножать её.

 Дети впитывают знания, как губка, а доброта и любовь ко всему живому заложены в них от природы. Обратившись к этим естественным чувствам детей, укрепив их научными знаниями, исследовательскими навыками, пониманием взаимосвязей природных явлений, критическим мышлением, осознанием особой роли Человека в вопросе сохранения жизни на Земле, используя современные методики, существующие и новые формы обучения и мероприятия, объединив усилия школы, семьи и общества, мы сможем быть уверенными, что будущее нашей планеты в надежных руках.

О.В. Слиж, учитель биологии высшей категории

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!