«Если я вижу, что у ребенка что-то получается, то душа моя радуется» | Заря над Бугом

«Если я вижу, что у ребенка что-то получается, то душа моя радуется»

Мы все привыкли сетовать на жизнь. Нас постоянно что-то не устраивает. То зарплата не та, как хотелось бы, то работа могла бы быть получше, попрестижней. Нам постоянно не хватает времени: ни чтобы заняться саморазвитием, ни сходить в театр или прочитать новую книгу, да просто задуматься о смысле жизни, для чего вообще мы все пришли в этот мир. Наша жизнь по большей части напоминает бег по кругу, мы ничего не успеваем замечать вокруг себя: ни «смену лет, закаты и восходы», ни «любви последней благодать».

Жалуемся на скуку, лень, усталость. Мы не умеем ценить то, что у нас есть…

А ведь совсем рядом с нами живут люди, которым, может быть, в тысячу раз трудней, чем нам, но они не жалуются, не отчаиваются, не опускают руки и не клянут судьбу. Николай Васильевич Апанович, учитель истории из деревни Медно, — один из них. Помимо того, что он преподает этот предмет и уроки обществоведения в старших классах местной школы, он еще ведет факультатив по истории, готовит школьную команду к турниру «Что? Где? Когда?», а также после уроков обучает детей игре на гитаре. При этом Николай не видит, он — инвалид по зрению. Только в школе никто его так не воспринимает. И педагоги, и ученики не заостряют на этом внимание. Те и другие видят в нем прежде всего сильную личность, который своим примером учит преодолевать любые трудности, доказывая, что ничего невозможного нет.     

В детстве Николай, как все мальчишки, был очень подвижным. Он родился зрячим, и почему с ним случилось такая беда, сам объяснить не может. Возможно, где-то упал, сместил позвоночник. Медики обратили внимание на это слишком поздно. В девятом классе у него начало падать зрение, а вскоре наступила абсолютная темнота. Николай к тому времени окончил базовую школу в Медно, а когда закончилось строительство нового здания, где-то через год, решил продолжить учебу уже в средней школе. С отличием окончил 11 классов и поступил на исторический факультет БрГУ им. А.С. Пушкина, который окончил с красным дипломом. В детстве он мечтал стать военным или хирургом, а стал педагогом, о чем нисколько не жалеет. Параллельно окончил еще филиал БГУ в Бресте, получив второе высшее образование. Его специальность связана с компьютерными технологиями, экономикой и правом.

После учебы вернулся в родную школу, где преподает уже больше десяти лет. Как же ему удается готовиться к урокам, где он берет материал, как запоминает, у кого из учеников нет оценки?

— Сейчас для получения информации нет никаких проблем, — говорит Николай Васильевич. — Ее можно скачать в любом формате. А такие современные средства, как телефон и компьютер, позволяют озвучить ее. Для компьютера, например, существует программа экранного доступа. Все, что есть на экране, — озвучивается, можно услышать и описание любой картинки. Но не всегда все есть в интернете. Некоторые книги, которые хотелось бы прочесть, приходится вначале сканировать, на что уходит уйма времени, потом редактировать, потому что при сканировании возникает много ошибок и даже может нарушиться структура текста. Перед каждым уроком я повторяю параграф, чтобы не спросить у ребят того, чего нет в учебнике.

Он ведет уроки в четырех классах. Всех своих учеников помнит по голосу. Говорит, что это несложно, может быть, только первое время, когда знакомишься с ними. Журнал ведет кто-то из ребят. Карандашиком дети помечают, кого нет на уроках, подсказывают и у кого нет оценок.

— Все оценки фиксирую себе на телефоне, — говорит Николай. — У нас нет такого, чтобы кто-то из учеников взял и поставил себе сам оценку. Что касается дисциплины на уроках, с поведением детей нет никаких вопросов. Я бы не сказал, что причина кроется в том, что это деревенская школа и тут более воспитанные дети. Мне приходилось во время практики работать в городской школе, там такое же поведение. Мне кажется, это больше от человека зависит.

Одно из любимых хобби Николая — чтение. В настоящее время он много читает научной литературы – в основном это история ХХ века.

— Хочется детям дать что-то новое, — говорит он. — Не люблю читать классиков, наверное, потому что в свое время перечитал их, а также детективы. В ушах у меня дома постоянно наушники. И что бы я не делал, в это время читается книга.

В школе под его началом создана команда «Что? Где? Когда?». В последние годы она почти всегда в тройке лидеров в районе. Он и сам является одним из лучших игроков клуба «Что? Где? Когда?» Белорусского общества незрячих. Одно время даже был вторым по рейтингу в республике.

Николай с детства любил музыку. Он вырос в музыкальной семье, где мама и сестры хорошо пели, а младший брат играл на гитаре. К сожалению, в Медно не было музыкальной школы, да и в ближайшей Знаменке — тоже. Но Коля все же научился играть на баяне, гармошке, а позже, уже учась в университете, и гитаре. Недавно он купил синтезатор и пытается самостоятельно его освоить, чтобы потом внедрить в школе. А пока учит детей игре на гитаре. Гитара присутствует в школе на каждом концерте, а его ученики принимают участие в районных конкурсах.

— Я рад, что Николай Апанович работает у нас, — говорит директор школы Дмитрий Расторгуев. — И он делает это результативно. Его ученики выступают на районных олимпиадах, выходят и на областной уровень. Кроме того, Николай Васильевич много помогает в проведении различных школьных мероприятий. Мне нравится, что он по жизни оптимист.

Хотя сам себя таковым не считает, просто, говорит, что спокойно ко всему относится.

— То, что я не вижу, для меня не является проблемой, — говорит Николай Васильевич. — Есть, конечно, какие-то ограничения в передвижении. Лица родных приходится представлять по голосу. Но что толку переживать, это не конструктивно, не интересно. Зачем зря тратить нервы, если ничего не изменишь? Я пытался в свое время подкорректировать зрение, ездил в Минск и в Москву. Но тогда не было такой возможности, а сейчас давно никуда уже не обращался.

— Честно, мы забываем, что он незрячий, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Елена Захожая. — По любому вопросу, что касается компьютера, обращаемся к нему, и он всегда поможет. Этот человек обладает замечательным чувством юмора. Казалось бы, сам в такой ситуации, а он еще поддерживает других, где-то и пошутит. Мы все суетимся, бегаем, а он всегда спокойный, говорит, что нужно настраиваться на лучшее.

Жизнь Николая не ограничивается пределами родной деревни, его мир гораздо шире. Еще учась на историческом факультете, он практически объездил всю Беларусь, бывал в Украине и в Польше. Он и сегодня выезжает на различные соревнования, старается не пропустить ни одного туристического слета. Бывает, что их выпадает по 3-4 за сезон. И это — необычайная радость для него. Любит побыть на природе в кругу коллег и друзей. В этом году, правда, не получилось никуда съездить, но в следующем — обязательно получится.

Ему очень нравится его работа. «Все же это мое, — говорит Николай Васильевич. —  У нас в школе — замечательный коллектив, а какие умные дети! Если я вижу, что у ребенка что-то получается, то душа моя радуется».

Марина САМОСЕВИЧ

Фото автора

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!