…И пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне | Заря над Бугом

…И пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне

В преддверии Великого поста, который начнется в этом году 14 марта, мне бы хотелось в своей статье коснуться некоторых вопросов, которые возникают у верующих людей (и не только верующих)  по поводу подготовки к  Таинству Соборования. Начнем по порядку.

В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви,  и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»  (Иак. 5:14-15).

Исходя из этого послания, мы можем уверенно говорить, что Таинство Соборования относится к апостольским временам. И в Евангелии от Марка     (Мк. 6:13) мы встречаем упоминание о том, что во время молитв об исцелении апостолы использовали елей: «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

В Ветхом Завете мы находим смысл помазывания елеем (Исх. 40:9-15). В книге Левит читаем строки о том, что ветхозаветный священник помазывал елеем человека, исцеленного от проказы (Лев. 14:14-18), следовательно, мы видим, что Господь прощает его и очищает все его тело. Поэтому очевидно: все, что помазывалось елеем, воспринималось как очищенное и освященное, поскольку елей считался символом Святого Духа. Следовательно, можно сделать вывод, что суть помазывания елеем заключается в том, что Господь очищает и освящает человека, исполняя его Святым Духом.

Соборование или Елеосвящение – это Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи.

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, потому что большинство болезней является следствием греха (хочу обратить внимание, что это не обязательная аксиома), а сам грех – болезнь духовная. Очень важно понимать, что забытые грехи в корне отличаются от грехов, утаенных в Таинстве Исповеди. Многие верующие утаенные грехи просто не замечают и считают их незначительными,  повседневными. Однако накапливаясь, эти грехи ложатся тяжким грузом на душу человека, приводя его к душевной, а затем, как следствие, и к телесной болезни.

Совершается Соборование (Елеосвящение) по Уставу Церкви собором    священнослужителей    (отсюда и название «соборование») числом из семи священников. Число семь – символическое число Церкви, обозначающее Ее полноту. Именно поэтому Таинство состоит в прочтении совместно с определенными молитвословиями семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии,  об исцелении, о необходимости веры в Бога, о сострадании и милосердии. После каждого прочтения совершается помазывание освященным елеем, смешанным с вином. Всех помазываний семь.

Допускается совершение Таинства и одним священником, произносящим молитвы и помазывание от лица собора священников.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлен чин совершения Таинства Соборования поскору, который совершается по усмотрению священнослужителя по необходимости.

Совершается Таинство над православными верующими (дети до семи лет не соборуются), которые страдают телесными и душевными болезнями. Под душевными болезнями понимается тяжелое духовное состояние — скорбь, уныние, отчаяние и т.д., поскольку причиной этого состояния могут быть нераскаянные грехи, порой просто неосознаваемые человеком. Поэтому неверно мнение, что соборовать нужно только умирающих, ведь мало кто из ныне живущих может считать себя абсолютно здоровым, даже не имея видимых заболеваний.

Не совершается  Таинство над психическими больными или находящимися в бессознательном состоянии.

Таинство можно совершать не только в стенах храма, но также и в других условиях. Собороваться рекомендуется единожды от одной болезни.

Специальной подготовки к Таинству не нужно, но если это возможно — уместно соединить его с исповедью и причастием, тем самым получив всю полноту Божией благодати.

Все вышесказанное совершенно не отменяет обращение больного за помощью в медучреждения, принятия им лекарственных препаратов. Ведь духовное врачевание не спасает от законов физической природы, а только придает благодатную помощь настолько, насколько она по усмотрению Божию необходима человеку.

В заключение напомню о том, что полезно знать, идя в храм для участия в Таинстве Соборования:

— одежда должна быть с немного открытой шеей, но не декольтированной, головной убор такой, чтобы священнослужителю было удобно помазывать соответствующие места елеем, а именно: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь (выше к шее), кисти рук с обеих сторон. Следовательно, рукава одежды не должны быть слишком длинными, чтобы не пропитались маслом и не испачкались;

— приходить в храм нужно заранее, чтобы можно было не торопясь приобрести свечу  соответствующей длины, которой, при семикратном возжигании при чтении Евангелия,  хватило бы до окончания Таинства. А также для того, чтобы служитель храма мог составить поименный список соборующихся, т.к. священник вычитывает эти имена при прочтении молитв в течение всего времени совершения Таинства;

— можно взять с собой листочек бумаги, чтобы воск от свечи не капал на пол и на одежду, и несколько салфеток для отирания излишков елея (затем бумагу и салфетки необходимо сжечь).

Настоятель Матронинского храма аг. Большие Радваничи иерей Александр Ефимов

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!