«И сердце бьётся, Пасху ожидая…» | Заря над Бугом

«И сердце бьётся, Пасху ожидая…»

Христианский мир – накануне встречи радостных и светлых дней Христова Воскресения. Для многих из нас это, безусловно, самый великий праздник. День, когда будут ликовать и ангелы, и люди. Но верующим не стоит забывать о том, что предшествует Пасхальной радости. На страницах Евангелия мы можем найти и предательство Иуды, и страдания на кресте Иисуса Христа, и скорбное погребение Господа. Все это произошло накануне великого события. Об этом – беседа корреспондента еженедельника с благочинным церквей Брестского районного округа протоиереем Владимиром КОРНЕЛЮКОМ.

— Отец Владимир, сейчас на календаре Страстная седмица. Бесспорно, это особенное время для каждого христианина. Расскажите, пожалуйста, об этих днях.

— Наш путь к Воскресению Христову начинается с Великого поста. Эти сорок дней даны нам, чтобы во время покаянных церковных служб подготовить свою душу к светлому празднику. Во время четыредесятницы в церкви совершаются особые службы, читаются молитвы, настраивая нас на нужный лад. Особенно это ощущается во время Страстной седмицы, т. е. недели. После Вербного воскресенья каждый день и час пропитан глубоким смыслом, потому что посвящен памяти последних дней жизни нашего Спасителя. В первые дни Страстной седмицы за богослужением поется особенно умилительное песнопение «Се Жених грядет в полуночи». Во время земной жизни Иисуса Христа существовал ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор — и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались. Мы всегда должны быть готовыми выйти со светильниками на встречу к Господу.

Великая среда – день особенный. За богослужением вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он пребывал на вечере в доме Симона Прокаженного, и тем самым подготовившая Христа к погребению. Здесь же и Иуда со своей мнимой заботливостью о нищих обнаруживает свое сребролюбие, а вечером идет предавать Христа за тридцать сребреников.

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Господа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, или Евхаристию, которая до сих пор совершается во всех храмах. Во время трапезы Христос омыл ноги своим ученикам, показав нам пример величайшего смирения и любви к ближнему. В этот же день вечером в церквах за богослужением читаются 12 Страстных Евангелий, посвященных воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. Мне приятно наблюдать, как наши прихожане стоят со свечами за богослужением, а потом несут домой светильники с этим огоньком. У христиан есть благочестивая традиция приносить со службы огонь и зажигать домашние лампадки.

Страстная пятница – это день, когда выносят плащаницу и в церкви совершается служба с чином погребения Христова. На этих службах мы, стоя у креста, сораспинаемся вместе с Господом, и когда стоим у плащаницы или поклоняемся живоносному гробу Господню — соумираем с ним. Это особенно скорбный день. В пятницу по уставу церкви нет Божественной литургии и причащения, поскольку Спаситель уже во гробе.

И, конечно же, Великая суббота. Это день благословенный и уже торжественный. В храмах все приготовлено к празднованию Пасхи. Священнослужители облачаются в белые одежды. По песнопению Господь находился во гробе плотью, во аде — как Бог, в раю — с разбойником и на престоле — как Сын Божий. Это великая тайна одновременного пребывания Спасителя и во гробе, и в раю, где Он возвестил всем о воскресении и вывел оттуда души праведников, ожидающих освобождения.

— Многие верующие спешат освятить праздничную еду в субботу. Как вы к этому относитесь?

— По церковному уставу еду необходимо освящать после всенощной службы. Но, как показывает практика, многие прихожане предпочитают это сделать заранее и со спокойной душой встречать праздник. Церковный устав это разрешает, но с постным оттенком. Как пел иеромонах Роман: «И сердце бьётся, Пасху ожидая». В последние часы перед ночной службой даже сердце по-особому бьётся. Потому что суета, подготовка дома и храма отступают. Даже душа замирает в ожидании пасхального колокола.

— После страстной седмицы наступает сам день Пасхи. Как принято его встречать?

— Господь Воскрес в первую минуту суток, поэтому во всех храмах Пасхальная служба начинается в полночь. Пасхальная ночь – это ночь незабвенная. Это надо пережить самому, хотя бы раз побывав на ночном богослужении. Сам праздник — особое торжество. Приветствие «Христос Воскресе!» подымает дух каждого человека. Который, может, в чем-то сомневается, но оно заставляет соучаствовать. Видя, как весь мир ликует, он не может быть в стороне. Праздник Пасхи — это победа жизни над смертью, победа Христа над адом и дьяволом. Событие открывает врата царства Божия всем, потому что Христос  Воскрес и не един усопший во гробе, т.е. по учению нашему христианскому, Воскресение Христово открыло дверь всем в царство Божие. Смерти после Воскресения Христова нет. Он первенец, а мы следуем за ним как новый Адам. Он снова открывает нам двери рая. Закрытые за преступление первого Адама.

 — Отец Владимир, расскажите нашим читателям о пасхальных традициях.

— Пасха – самый великий праздник для христианина. Вполне понятно, что этот светлый день, как никакой другой, наполнен символами. Например, традиция красить куриные яйца. В житиях святых есть предание, откуда пошло красное яйцо. Мария Магдалина пришла в Рим к императору и возвестила о том, что Христос Воскрес. Она была бедная женщина и принесла ему в подарок обычное куриное яйцо. Правитель скептически отнесся к вести о Воскресении Спасителя и сказал: «Не может быть, чтобы кто-то смог воскреснуть из мертвых, также как и это яйцо не может стать красным». И вдруг на глазах всех присутствующих яйцо покраснело. С тех пор у христиан появился обычай красить яйца в красный цвет. Со временем из западной традиции пришло веяние красить пасхальные яйца в разные цвета.

Еще один распространенный символ — пасхальный кулич. Это снедь, от которой мы воздерживались на протяжении всего Великого поста. Церковь особой молитвой благословляет и дает в радость и укрепление христианина.

— Для храма, где вы являетесь настоятелем, это особенно трепетный праздник, потому что он освящен в воспоминание самого великого события – Воскресения Господа. Есть какие-нибудь особенности в подготовке и праздновании Пасхи в Воскресенском соборе?

— Наш храм — единственный в городе над Бугом, освященный в честь Воскресения Христова, а именно верхний престол. Когда к нам приезжает на Великую Вечерню архиепископ Иоанн, то я его встречаю словами: «Дорогой владыка, вы прибыли в пасхальный храм…» Все было промыслительно. Самый величественный и большой храм посвящен величайшему событию. Посмотрите на убранство внутри храма. Торжественная и светлая обстановка повсюду. Такой храм не может быть не пасхальным. По традиции престольную литургию принято служить соборно, т.е. приглашать священников из других приходов. Поэтому в нашем храме существует обычай – звать гостей на третий день Пасхи. В этот день совершается особая торжественная служба. Конечно, она не сравнится с ночной литургией.

— В течение недели после Пасхи по всему Прибужью разливаются колокольные звоны. С чем это связано?

— После праздника Пасхи наступает Светлая седмица. На этой неделе во всех храмах службы совершаются, как в первый день Пасхи, т. е. при открытых царских вратах, которые не закрываются ни днем ни ночью, вплоть до вечера Великой субботы. Обязательно во время богослужения под праздничный колокольный звон совершается крестный ход вокруг церкви во воспоминание спешащих апостолов и жен-мироносиц ко гробу Христа.

— Во время Светлой седмицы внимательный прихожанин может увидеть возле царских врат хлеб, лежащий на столе. Что это за хлеб и для чего он нужен?

— Этот хлеб называется артос. В пасхальную ночь он освящается по особому чину и всю Светлую седмицу находится на солие.

В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для людей истинным хлебом жизни. Артос раздается верующим в Великую субботу.

— Какие традиции в вашей семье сохранились до сих пор? Может, поделитесь воспоминанием из детства?

— Детские годы я вспоминаю с любовью. В то время мы не могли открыто и спокойно ходить в храм. Но в душе Воскресение Христово оставалось величайшим праздником. Еще мы ждали Пасхальную службу из-за того, что нам родители под праздник всегда покупали новые вещи, и мы их надевали в этот день.  После службы детвора высыпала на улицу, и мы, веселые, хвастались друг перед другом обновками. Это детская пора. В наше время уже нет такой радости, потому что дети имеют все, что захотят. Была радость и потому, что человек готовился к Пасхе. И когда наступал сам праздник, то он чувствовал радость во всем: и в богослужении, и в праздничной трапезе, и в играх. Сейчас люди меньше внимания уделяют посту. И вчера была колбаска, и сегодня Пасха. Чувство торжества исчезает. Человек, не соблюдающий пост, не в состоянии почувствовать всю полноту торжества. Из-за того, что у него телесная Пасха каждый день.

Раньше по деревням было многолюдно. После службы прихожане выходили и прямо возле храма устраивали катания яиц. Наши отцы и деды стукались яйцами, как дети, веселились. Было всенародное гулянье. Сейчас, когда заедешь в деревню, никого нет. Вся детвора сидит за компьютерами.

Я и сейчас после всенощной Пасхальной службы выхожу на улицу в надежде поиграть с прихожанами в «яйцо», но, к сожалению, желающих не  нахожу.

В моей семье пасхальные традиции еще живы, и мы, собираясь за столом, бьёмся крашеными яйцами. В такие моменты вспоминается то далекое и трогательное детство. Наши традиции мы должны сохранять и дорожить ими, трепетно передавая нашим потомкам. Христиане Пасхой живут, Пасху ждут и Пасхой надеются.

Интервью провел Сергей ХМЕЛЬ

Фото автора

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!