Когда безналичные лучше наличных | Заря над Бугом

Когда безналичные лучше наличных

На протяжении всего 2012 года Национальный банк Беларуси неоднократно обсуждал вопрос повышения финансовой грамотности населения страны, а также предпринимал определенные шаги на этом пути. Корреспондент «Зари над Бугом» поговорил с Петром Семенюком, начальником отдела по работе с физическими лицами ЦБУ №104 ОАО «АСБ Беларусбанк», и выяснил, что поработать действительно есть над чем.

— Пётр Петрович, несмотря на то, что Нацбанк вот уже около года ведет широкую информационную кампанию в связи с повышением финансовой грамотности населения, белорусы до сих пор в день зарплаты по привычке занимают очередь к банкомату, чтобы снять «наличку». Люди не могут привыкнуть к безналичным расчетам?
— Действительно, такая проблема существует, и банк постоянно работает над ее решением. Как показывает статистика, в Брестском районе проживает более 4 тысяч держателей банковских пластиковых карточек, эмитированных «Беларусбанком». К слову, в числе наших клиентов и редакция «Зари над Бугом». К сожалению, мы не можем с точностью до человека учесть каждого держателя карточки в Брестском районе, поскольку многие деревни были включены в черту города, многие сельчане покидают родные места и переезжают на работу в Брест. При этом новый адрес они не сообщают. Но я могу утверждать, что процент безналичных платежей в районе примерно равен аналогичной величине по области, которая сегодня составляет 20-20,5%.
— Цифра, в общем-то, небольшая. По вашему мнению, что именно мешает нашим соотечественникам свыкнуться с мыслью об удобстве безналичных платежей?
— Я вижу этому две причины. Первая – это стереотипы. Для многих иметь деньги значит иметь наличные в своем кармане. А большинство снимает деньги в банкоматах просто по привычке, как когда-то забирали их в кассе. Отрицательно сказываются на доверии к безналичным платежам разного рода слухи. До сих пор многие думают, что при оплате товаров или услуг в терминалах, установленных другими банками, держатель карточки «Беларусбанк» должен будет оплатить и комиссию. Хотя это, конечно, не так. То же можно сказать и о карточках других банков.
— А какова вторая причина?
— Инфраструктура. Еще не везде установлены банкоматы, инфокиоски и терминалы оплаты. Если разобраться и выделить основные статьи расходов среднестатистического белоруса, то это оплата коммунальных услуг, покупка продуктов питания и одежды, а также оплата услуг парикмахерских, ремонта обуви, кафе и ресторанов, заправочных станций и других. Заплатить за коммуналку можно в 100% пунктов оплаты – на почте, в отделениях банка. Крупные торговые центры, магазины одежды в большинстве случаев оборудованы терминалами оплаты, равно как и ряд предприятий сферы услуг.
— Но остаются и точки, где этого нельзя сделать?
— В сегменте торговли и услуг есть и свои проблемы. Например, практически невозможно реализовать безналичную оплату на рынках, в частных павильонах: либо по техническим причинам, либо из-за дороговизны оборудования для простого предпринимателя.
— Каким образом банк подходит к решению этой проблемы?
— Мы всегда работаем в интересах предпринимателей и организаций. Как только банк начинает работать с той или иной торговой точкой, мы даем ей, если можно так выразиться, кредит доверия. Оборудование ее платежным терминалом может быть не очень выгодно для нас, но мы все равно идем на сотрудничество. Хоть мы и коммерческая организация, но ведем деятельность, в первую очередь, в пользу клиента. И если государство – наш учредитель – требует от нас выполнения тех или иных задач в интересах населения, мы охотно беремся за них.
— А если говорить о стереотипах, как вы боретесь с ними?
— В основном, это встречи с людьми. Как правило, наши специалисты проводят их в трудовых коллективах, где есть возможность напрямую пообщаться с людьми, ответить на прямые вопросы. Брестский государственный технический университет – также в числе наших клиентов. Со студентами и молодежью вообще гораздо проще работать – они быстрее схватывают все новое. Плюс в том, что потом они идут в трудовые коллективы и несут вместе с собой современные знания. Сами того не осознавая, они учат взрослое поколение новым технологиям. Кроме того, мы постоянно проводим разовые рекламные акции в торговых центрах. Каждый, кто приходит в отделение банка, может почитать рекламные стенды со всей информацией касательно использования пластиковых карт.
— Как видно из ваших ответов, городское население не очень охотно переходит на безналичные платежи. А как обстоит дело на селе?
— В средних и крупных населенных пунктах Брестского района имеются отделения нашего банка. Но там, где их открытие просто нецелесообразно, мы работаем с «Белпочтой», отделения которой есть, пожалуй, в даже самых отдаленных деревнях и селах. Все операции по пластиковым картам обеспечивает наш банк, а почта нам в этом помогает. И радует, что процент операций по «безналу» там не меньше городского.
— То есть банк все же понемногу переворачивает представление о пластиковых картах?
— Безусловно, позитивная динамика наблюдается на протяжении всего 2012 года. Согласно программе Нацбанка по повышению финансовой грамотности, в ближайшие годы мы планируем увеличивать процент безналичных платежей. И думаю, что нам удастся это сделать. Ведь если все большее число людей осознает, что пластиковая карта – это удобный инструмент совершения платежей, то за каждым таким сознательным клиентом пойдет и его семья, и друзья, и коллеги. А это значит, что «безнала» будет становиться больше и за счет понимания граждан, и за счет развития платежной инфраструктуры.
Артём КИРЬЯНОВ

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!