Корчма — это сердце деревни | Заря над Бугом

Корчма — это сердце деревни

Ля дарогi, ля далёкай,

Каля крыжавой,

Спiць карчма там адзiнока

З злупленай страхой.

Янка Купала

«Где есть деревня без корчмы? Было бы это создание без головы. Потому что корчма является местом встреч, совета и веселья, в ней все связывается и завязывается, в ней горе высказывают один другому, в ней ругаются и дерутся, и спорят, и договариваются, и милуются! Корчма – это сердце деревни», — писал известный польский писатель и историк Юзеф Игнатий Крашевский, долгое время живший в имении Долгое возле Пружан.

Вообще корчма имеет давнюю историю. Одно из первых упоминаний о берестейских корчмах относится к 1412 году, когда Великий князь литовский Витовт передал во владение костела Святого Креста две корчмы в Бресте. Судя по всему, берестейские корчмы не пустовали, так как их содержатели обязаны были платить костелу копу грошей – значительную сумму по тем временам.

В середине ХVIII века корчмы были почти в каждой деревне, в том числе и в нашем районе, и приносили довольно хорошую прибыль. Вот что писал про Домачево (в то время это уже центр волости) в 1898 году «Сельский вестник»: «…Окружные крестьяне и колонисты по своим торговым, судебным и другим делам всегда переполняют Домачево. Кому нужно в волость, кому к приставу, кому в лавку за покупкой, а кому и так – себя показать и людей поглядеть. Поэтому здесь процветают корчмы». И хотя они носили довольно звучные названия – Погулянка, Подожди, Веселая, Рим, Париж, Выгода – зачастую это были совсем небольшие строения. Собственниками этих заведений, как правило, были землевладельцы. Но шляхта считала выше своего достоинства заниматься торговлей и сдавала корчмы в аренду. Главными арендаторами были евреи.

Основными посетителями корчм являлись бедные крестьяне. Они собирались, чтобы после тяжелых будней расслабиться, утолить свое горе в вине, поделиться своими и узнать чужие новости. Шляхта, как правило, сторонилась таких заведений. Исключение составляли богатые корчмы. Они были больше по размеру, здесь находились конюшни, где заезжий мог накормить своего коня, жилые комнаты для гостей — в них путник мог отдохнуть. Да и ассортимент товара был разнообразнее: бигос – символ польской кухни, пивной суп, масса изделий из мяса, дичи и рыбы, соленья, молочные угощения, овощи, фрукты, выпечка, десерты… Кроме того, хозяин корчмы мог предложить напитки — алкогольные (самогонка, медовуха, вино) и безалкогольные (пиво – в то время это был именно безалкогольный напиток, березовый, кленовый сок, различные травяные отвары). Вот в такие заведения «не брезговал» заехать и шляхтич, а если был он любитель выпить и  хорошо «отдохнуть», то для крестьянина-простолюдина прибавлялось тем для разговора не на один вечер. Но даже в то время государство отличало дружескую встречу за куфлем хорошего пива от попойки. «Устанавливаем, если бы шляхтич какой или иного какого сословия человек, избитый или раненый, после причинения ран ездил или ходил по пирам, по торгам и по корчмам, пьянствовал, в застолье сидел в течение двадцати четырех дней после причинения побоев и ран, а после этого умер, хотя бы и от этих ран, тогда тот, кто нанес ему эти раны или побои, если это будет доказано надлежащими доказательствами, не будет обязан платить головщину (денежный штраф за убийство в пользу родственников убитого)». Написано это было в далеком 1588 году в Статуте Великого княжества Литовского.

Именно в корчмах развивалась в то время народная культура в виде пения, музыки, игр, танцев. Танцевали лявониху, казачка, польку; звучали скрипки, цимбалы, дуда. В корчме сельские жители проводили праздники, например свадьбы, с использованием народных обрядов и традиций. А порой заключали торговые сделки, принимали гостей из других городов, послов на соймы и соймики.

Поэтому корчма была не просто заезжим домом. Это был центр общественной жизни – шумный, суетливый, активный.

Но в целом корчма для деревни была социальным злом. Она способствовала распространению пьянства. Землевладельцы принуждали крепостных покупать и пить спиртное только в своей корчме. Нарушителей жестоко наказывали. Каждый крестьянин обязан был за год выпивать определенное количество спиртного, а те, кто не выполнял «норму», долг хозяину возмещали деньгами.

Зачастую корчмары разбавляли спиртное водой, обсчитывали крестьян. Даже народные сказки в сатирической форме высмеивают пороки  корчмаря и посетителей. Так, в польской народной сказке «Заколдованная коза», высмеивается пьянство мужика и жадность корчмара: «Пошел один мужик на ярмарку за козой. Купил за десять талеров не козу, а чудо – чернопеструю, со здоровущим выменем. Ведет ее, радуется. А тут корчма возле деревни. Поставил он козу возле забора и зашел выпить чарочку… Пока мужик в корчме пил, увел кто-то козу, поставил ее в хлев к корчмарю».

Всего в Брестском повете в конце ХIХ века было более 350 питейных домов и на каждого жителя приходилось семь ведер различных спиртных напитков.

В начале ХХ века деятельность корчм начала постепенно свертываться. Появляются рестораны, гостиницы, кофейни, клубы. В настоящее время в связи с развитием туризма, агротуризма необходимо изучение и рациональное использование национальных традиций таких заведений, какими были корчмы. Это сделало бы современную инфраструктуру гораздо привлекательнее.

Елена СЕЗИНА

 

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!