ЛУЧШИЙ ВЕНОК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ | Заря над Бугом

ЛУЧШИЙ ВЕНОК ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

Первые годы становления белорусской государственности были временем мучительного поиска основ идеологии нового государства. Какой быть новой стране, что считать истоками государственности и  обоснованием ее легитимности?

В первой половине 90-х Республика Беларусь задумывалась как проект, по многим позициям альтернативный советскому варианту государственности.

В случае реализации подобных подходов можно было бы прогнозировать попытку смещения памяти о войне на периферию общественного сознания.

Мучительность поиска, однако, состояла в том, что реализация опыта Прибалтики либо Западной Украины, имевших свою систему идеологических координат, на белорусской почве оказалась невозможной, хотя подобные попытки были.

Период неопределенности завершился в 1996 году, когда на республиканском референдуме белорусским избирателем был поддержан вопрос о переносе Дня независимости с 27 июля – Дня принятия Декларации о суверенитете Верховным Советом БССР – на 3 июля – День освобождения Беларуси от немецких захватчиков.

Этот вопрос оппоненты власти определили как главный на референдуме 1996 года, поскольку именно он подразумевал возвращение страны к системе идеологических координат, приемлемой и востребованной абсолютным большинством белорусского народа.

Именно этот день в общественном сознании довольно быстро стал восприниматься как главный праздник белорусской государственности. Быстроте легитимации даты в общественном сознании способствовало то, что руководство страны наполнило празднование 3 июля реальным содержанием. 27 июля в качестве Дня независимости не прижилось из-за короткого периода своего статуса, а также из-за отсутствия должного понимания важности подобной даты в политическом календаре страны.

Перенос Дня независимости, по сути, покончил с неопределенностью в области идеологических приоритетов молодого белорусского государства. Великая Отечественная война с её неслыханным патриотическим подъемом, жертвенностью и консолидацией общества стала тем фактором, который был призван объединять белорусское общество в новых условиях его существования.

Можно сказать, что определение Великой Отечественной войны как основной составляющей новой белорусской системы идеологических координат оправдало себя. За годы независимости появились новые памятники и мемориалы, сохраняются те, которые остались от советского периода, досматриваются воинские захоронения, созданы новые произведения военной тематики в искусстве и литературе, появляются новые традиции в сохранении памяти о всенародном подвиге. Все перечисленное позволило сохранить обществу связь и взаимопонимание между поколениями, традиционную нравственную шкалу, единство во взглядах на принципиальные вопросы нашего прошлого и настоящего.

Сегодня победа в Великой Отечественной войне воспринимается как событие, давшее возможность создания полноценного независимого белорусского государства. Логическая цепочка здесь довольно проста: победа дала возможность восстановления территориальной целостности БССР, которая была уничтожена и разделена нацистами. Если бы этого не произошло, реальностью стала бы германо-украинская граница на территории современной Брестчины. В восстановленной БССР долгое время элиту составляло так называемое партизанское поколение — люди, прошедшие подполье, партизанское движение и фронт. Именно это поколение восстановило все сферы жизни советской Беларуси и, по сути, заложило фундамент новой формы белорусской государственности – современной Республики Беларусь.

Поэтому память о победе была и остается стержнем патриотической гордости за свой народ, основой государственного самосознания граждан Беларуси.

Однако, трепетное отношение к памяти не предполагает самоуспокоения: борьба за историческую память нового поколения продолжается. Идет информационная война, не менее циничная, чем в годы Второй мировой.

Почему эта война цинична? Хотя бы потому, что массовые убийства мирного населения, сожжение деревень и каторжный труд сопровождались лозунгами об освобождении от большевизма, о Новой Европе, о том, что белорусы – это тоже арийцы, а белорусская молодежь – это будущее континента. При этом книга А.Гитлера «Майн кампф», где фюрер довольно откровенно говорил о славянах, на оккупированных территориях в продажу не поступала.

Сегодня мы тоже часто слышим о необходимости возвращения Беларуси в европейскую семью народов, о нашем славном европейском прошлом, о перспективах, которые нас ждут. Но при этом белорусам отказывают в праве попасть на борт самолета, вывозящего европейцев из зоны катастрофы в Непале, мотивируя это тем, что Республика Беларусь – не член Евросоюза.

Но самое отвратительное даже не это. А то, что якобы националистическая аудитория одного из белорусских сайтов полностью одобрила такое скотское отношение к своим соотечественникам со стороны цивилизованной Европы. Факт, однако, неудивителен, если вспомнить, что несколько недель назад сайт сообщил о смерти своего «духовного лидера» — ветерана 30-й гренадерской дивизии СС «Беларусь».

Еще более красочные примеры несоответствия между пропагандой и реальностью   может дать современная Украина. Сегодня в украинских условиях мы видим попытки совместить несовместимое – поставить память о войне на службу новой идеологии украинского государства – по определению враждебной советскому наследию. В качестве примера вспомним недавно появившиеся ролики, в которых ветераны Великой Отечественной войны словами «Слава Украине» и «Героям слава» благословляют своих внуков, участвующих в антитеррористической операции.

Можно было бы говорить о цинизме создателей этих сюжетов, если не знать, что подобные опыты  пытались ставить у нас еще двадцать лет назад. В качестве примера приведу сценарий празднования Дня независимости, предложенный «Настаўніцкай газетай» в начале 90-х прошлого столетия. Один из эпизодов сценария рассказывал о героизме советских партизан. Но только согласно автору пели эти партизаны почему-то песню, написанную кавалером гитлеровских наград для коллаборационистских формирований.

Упорядочение идеологических приоритетов, защита памяти о войне на государственном уровне со второй половины 90-х годов сделали в Республике Беларусь подобную практику невозможной. Такая политика по праву позволяет сегодня Главе белорусского государства А.Г.Лукашенко отмечать тот достойный уровень, на котором проходят мероприятия по празднованию 70-й годовщины Победы в нашей стране.

Миллионы людей в эти дни свидетельствуют о своем нравственном выборе, о сплоченности поколений, о консолидации общества. И это – лучший венок Великой Победе.

Олег Кунец

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!