Масленица и Великий пост | Заря над Бугом

Масленица и Великий пост

В 2013 году Масленица длится с 11 по 17 марта. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В  продолжение Масленицы уже не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, то есть отменяется пост в среду и пятницу. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути Великого поста. Это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем, когда мы, прежде чем просить у Бога прощения в своих грехах, должны сначала примириться с ближними. Об этом мы каждый раз просим Бога в молитве Господней – Отче наш: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). И после этого начинается Великий пост, в этом году с 18 марта по 4 мая включительно. А 5 мая великий праздник – Святая Пасха.

Дорогие братья и сестры, с Великим постом начинается важнейший период в году для православного христианина. Мы готовимся достойно встретить главный праздник – Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение.

Как обычно готовятся к любым праздникам? Занимаются уборкой дома, на рабочем месте и во дворе – убирают пыль, чистят ковры, вымывают мебель и посуду, подметают и моют полы, стирают вещи, вспахивают или пропалывают огороды и так далее. Но это все физическая подготовка. А праздник Пасхи — духовное торжество, значит, и подготовка должна относиться к душе. Мы не видим душу, она не ощутима для наших пяти органов чувств. Тело человека двусоставно – это душа и плоть, дух и материя. Когда пачкается тело, мы умываемся, если оно требует пищи или отдыха для восстановления жизненной энергии, мы кушаем и спим. Нам известно, что нужно делать. А известно ли нам, что необходимо душе, когда она пребывает в нечистоте, когда она голодает и изнемогает от давления греха? И в этом нам помощница наша совесть – голос Божий в человеке. Мы должны вспомнить о Боге и Его заповедях, обращенных к нам. Когда мы поступаем против воли Божией – грешим и не творим добра ближним, мы пачкаем душу, когда мы не уделяем должного внимания молитве и духовному чтению, мы подвергаем душу голоду, и когда мы не участвуем в церковных таинствах и священнодействиях, мы оставляем без сил свою душу. Нужно знать, что здоровый дух не только, когда тело здраво, но и когда здорова душа. Болезнь души, как учат нас святые отцы, приводит и к болезням тела. И вот, святая Церковь, как заботливая мать, предлагает нам лекарства и гигиену души. Заповедь Божия повелевает нам шесть дней трудиться и делать все свои дела, а седьмой день – день покоя, по примеру Самого Бога, сотворившего Мир в шесть дней, а в седьмой день почившего от творения. Еще в Ветхом Завете был заложен духовный порядок нашей современной недели – седмицы. Мы должны уделить время Богу и своей душе. Вот и в году есть такие многодневные покаянные периоды, когда мы особенно должны позаботиться о чистоте своей совести перед Богом. Великий пост — время покаяния и очищения души. В таинстве Исповеди и добродетельными поступками мы выметаем весь сор из нашего «внутреннего человека», наводим чистоту и благолепие. Душа, как тело после бани, обретает радость и облегчение. Затем в таинстве Причастия, под видом частички хлеба и вина мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, как он заповедал это во время последнего ужина перед распятием и воскресением со своими учениками апостолами – на Тайной Вечере. Господь говорит повелительно: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6,5З). Из этих слов становится ясно, что Божественное Причастие для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Причащаясь, мы соединяемся с Христом, это величайшее священнодействие церковное, в котором мы получаем духовные силы и благодать, как бы пробуждаемся от греховного сна и тьмы. Но только если мы перед этим искренне раскаялись, а не формально перечислили грехи на Исповеди. Иначе мы тогда причащаемся в «суд и осуждение», как говорит об этом молитва перед причащением. И наконец, пища духовная – это молитва и чтение Священного Писания, душеполезных книг. Молитва – это разговор с Богом, мы должны молиться как можно чаще. По воскресным и праздничным дням молиться в храме, утром и вечером молиться дома, готовясь ко сну и просыпаясь, а также всякое дело начинать с призывания Господа, или когда мысли наши рассеяны, в голове беспорядочные воспоминания или осуждение кого-то, также можно прибегнуть к молитве, чтобы сосредоточиться на главном и важном для души. А духовное чтение учит нас, как поступать в жизни по примеру земной жизни Господа и святых, которые более нас грешных приблизились к Господу своими поступками и являются образцом для подражания.

Все вышеописанное и есть духовный пост! Это те лекарства, которые очищают и излечивают наши души. Но есть еще пост телесный. Сытому человеку не досуг задуматься о душе. Спортсмены ограничивают себя в питании для достижения лучших результатов, поддержания спортивной формы и здоровья, и христиане смиряют свое тело, работая над силой воли. Это тренировка, которая учит нас поступать не так, как нам вздумается, а по воле Божией. Приучая себя к такой дисциплине, человек привыкает жить в послушании Богу, и ему легче исполнять святые заповеди. Великий пост – самый строгий из постов. Запрещается пища животного происхождения: мясо, рыба, масло, молоко и разрешается только растительная. Более того, в некоторые дни устав церковный не разрешает даже вареной пищи – это так называемое сухоядение. Но каждый человек по своему усердию и силам сам должен перед Богом определить свою меру поста. Нужно поститься так, чтобы это не вредило здоровью и позволяло заниматься физическим трудом. Чтобы не было крайностей – излишней строгости не по силам, но и излишнего послабления по нерадению. Перед постом, обычно в Прощеное воскресенье, мы просим друг у друга прощения и берем благословение у священника храма или своего личного духовника на пост. И с ним нужно поговорить о послаблениях и назвать причины – слабое здоровье или тяжелый физический труд. И тогда можно со спокойной совестью соблюдать пост в соответствии с благословением и рекомендациями для Вас священника.

Дорогие братья и сестры, уважаемые читатели! Поздравляю всех Вас с Масленицей и наступающим Великим постом. От всей души желаю всем нам с пользой провести эти спасительные покаянные дни Великого поста, чтобы, достойно подготовившись, дожить в здравии телесном и с чистой душой встретить праздник праздников и торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение, Святую Пасху.

Благочинный православных

церквей Брестского района,

настоятель Свято-Воскресенского

собора г. Бреста, протоиерей

Владимир Корнелюк

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!