Мост из мира темноты | Заря над Бугом

Мост из мира темноты

Сложно не заметить  на улице инвалида по зрению. Практически любая категория людей с нарушениями здоровья имеет свою знаковую систему, оповещающую прохожих, что перед ними тот, кто, возможно, нуждается в их помощи и поддержке. Для незрячих людей таким атрибутом, прежде всего, является белая трость. Ежегодно в Бресте, как и во всей Беларуси, с 15 октября по 15 ноября проводится месячник «Человек с белой тростью»

Примерить эту участь на себя

В Брестской городской организации ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», в которой состоят и слабовидящие жители Брестского района, 17 октября прошло традиционное мероприятие, посвященное началу месячника. В зале были представлены две выставки: средств реабилитации для инвалидов по зрению и книжная.

— Международный день белой трости – это своего рода попытка уравнять в правах инвалидов и условно здоровых  людей, – отметила  председатель правления городской организации ОО «БелТИЗ» Вера Жук. – Первым дается возможность почувствовать себя полноценными, а вторым – примерить на себя участь человека с физическим недостатком. И, как итог, понять и принять друг друга такими, какие есть: с достоинствами  и недостатками, отрицательными и положительными сторонами характера, со всеми сложностями и специфическими качествами. Главная задача месячника – заставить людей вспомнить о том, что рядом с ними живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспомнить, сколько попытаться понять их. Традиционно во время месячника проводятся семинары, тренинги, лекции, рассказывающие всем желающим о том, кто такие инвалиды по зрению, зачем им нужна белая трость и как можно,  встретив незрячего человека на своем пути, ему помочь. Есть план таких мероприятий и у нас.

Символ всех незрячих

Сотрудницы специальной библиотеки-филиала № 12 для слепых и слабовидящих людей Лилия Кричко и Виолетта Куделько подготовили для собравшихся содержательную и интересную информацию о том, как белая трость постепенно стала символом незрячих людей во всем мире.

— Эта история началась в 1921 году, когда англичанин Джеймс Бигс, который ослеп в  молодости, невзирая на это, старался вести самостоятельную жизнь, и, чтобы отличаться от обычных прохожих с тростями, выкрасил свою в белый цвет, — начала рассказ Лилия Кричко. — То же самое он советовал делать и другим незрячим людям. Но только через десять лет, благодаря благотворительным организациям и прессе, английских инвалидов по зрению стали  целенаправленно обеспечивать белыми тростями.

Затем этот атрибут в 1930 году появился во Франции. Результатом прошедших публичных акций во многих европейских странах и США стало принятие американским конгрессом решения об объявлении 15 октября Днем белой трости. В 1969 году эта дата была признана Международным днем. Советские территории присоединились к его проведению только в 1987-ом.

— В толпе незрячие мало чем выделялись, и зачастую их не воспринимали как инвалидов, незаслуженно осыпая бранью за нерасторопность и неуклюжесть, — продолжила Виолетта Куделько. –«Свой путь нащупывая тростью, идет слепой в толпе людской. И в ней забытым, странным гостем себя он чувствует порой.  А люди с жалостью вздыхают, отводят в сторону глаза… Пока для них беда чужая, как отдаленная гроза». Белая трость в руках становится символом, определяющим социальный статус слепых людей, удостоверением, наглядно свидетельствующим об их положении в обществе.

Белая трость – это их «глаза»

Трость для слепого – это не просто инструмент и не только опознавательный знак для  условно здоровых, но еще и его «глаза». Об этом рассказал присутствующим Николай Зинчук, занимающийся вопросами реабилитации инвалидов по зрению в территориальном центре социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста.

— В специально разработанной методике по ориентированию и мобильности, предназначенной для незрячих и слабовидящих людей, среди основных стоит сигнальная функция трости, — отметил Николай Михайлович. — Помимо этого,  у нее есть еще несколько аспектов для применения: защитный, опорный, ощупывательный, как генератор звука… Так, например, скольжение трости по поверхности дороги позволяет определить наличие низких препятствий: бордюров, канализационных люков, выбоин, ступенек. А, кроме того, почувствовать изменения в покрытии: асфальт-гравий,  плитка, бетон, брусчатка-земля и так далее. Все, кому необходима помощь в приобретении навыков по владению белой тростью, не стесняйтесь обращаться ко мне. Всегда найду время, чтобы научить нуждающихся ориентироваться в пространстве и не терять присутствия духа в любой, даже самой сложной ситуации.

На семь бед – один ответ?

На мероприятие был приглашен представитель Брестского автобусного парка № 1 Олег Костюкович, которому члены товарищества инвалидов по зрению задали множество вопросов. Люди говорили о том, что нередки случаи, когда нарушаются графики работы транспорта, и автобуса приходится ждать по полтора-два часа. А потом, мол, зачастую приходит маленький автобус и – «хоть ты на крыше едь».  Шла речь и о том, что водители не всегда на остановках подъезжают к тротуару вплотную, высаживая пассажиров в ненастную погоду прямо в лужи, что, безусловно, неприятно для всех, но для незрячих особенно. Жаловались присутствующие и на то, что далеко не всегда в автобусах объявляются остановки. Прозвучало предложение, чтобы назывались не только они, но и номер маршрута, который порой даже зрячим людям рассмотреть сложно, если отсутствует световое табло. Это бы избавило слепых людей от необходимости метаться по остановке, узнавая нужную информацию.

Сельские жители акцентировали внимание на том, что водители пригородных автобусов почему-то не останавливаются по просьбе инвалидов по зрению на городских остановках.

— По инструкции запрещено останавливаться для высадки пассажиров там, где на маршруте это не предусмотрено, – ответил Олег Костюкович. – Ведь, если при этом произойдет, к примеру, травмирование человека, компенсация будет взыскана лично с водителя. Потому что он нарушил инструкцию, остановившись в неположенном месте.

На остальные вопросы у представителя автопарка был один ответ: не хватает подвижного состава и около сорока водителей, а также нет денежных средств. «Нам так и говорят: вы как-нибудь ездите, а мы вам потом компенсируем затраты», — пояснил он. Вопрос присутствующих о том, кто и когда решит проблему, и куда им для этого нужно обращаться, остался гласом вопиющих в пустыне. Однако Олег Костюкович пообещал, что высказанные на этой встрече жалобы и предложения в автопарке рассмотрят, и водителям будет дано указание о более внимательном отношении к незрячим людям. В автобусах также разместят специальные памятки на данную тему.

Алла  ВЕРСТОВА

Фото автора

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!