НА ДВА ШАГА ВПЕРЁД должен смотреть тот, кто учит детей | Заря над Бугом
НА ДВА ШАГА ВПЕРЁД  должен смотреть тот, кто учит детей

НА ДВА ШАГА ВПЕРЁД должен смотреть тот, кто учит детей

У учителя начальных классов средней школы  д. Знаменка Надежды Свербы есть чему поучиться: целеустремленности, настойчивости, скромности, человеколюбию — одним словом, всему тому, что вмещает в себя понятие «настоящий учитель».

… В 1980 году молодая выпускница Пинского педагогического училища Надежда Соловей приехала в небольшую сельскую школу в д. Знаменка, чтобы учить малышей читать и писать. Однажды в кругу местной молодежи ее взгляд упал на спокойного и скромного Александра. Трудолюбивый и доброжелательный парень запал в сердце девушки, и вскоре они поженились. Молодые, полные энергии и задора,  вместе строили дом, растили троих замечательных детей – двоих неугомонных мальчишек Диму и Сашу и лапочку-дочку Танюшу.

Сегодня у Надежды Васильевны уже шестеро внуков, с которыми она с удовольствием нянчится, когда удается найти свободную минутку. А их не так много, ведь, выйдя на пенсию, она все еще продолжает трудиться учителем начальных классов.

И третьеклашки боготворят своего требовательного, но справедливого преподавателя. Надежда Васильевна строгая, но добрая, умеет найти подход к любому ученику. С огромным терпением объясняет, как перевести дециметры в сантиметры, что такое треугольник и корень слова, почему идет дождь и где живет полярный волк. Юные школяры внимают ей с живейшим интересом — опытный педагог знает, как зажечь детские умы.

Надежда Васильевна считает, что педагогами должны работать только те, кто любит детей. «При этом, чтобы быть учителем с большой буквы, важно никогда не поддаваться на провокации школьников, вступать в конфликт. Учитель должен своим достойным поведением и внешним видом подавать пример. В том числе уметь извиниться перед учениками, если был не прав. То есть очень важно взаимное уважение. Надо понимать, что школьники — это не чужие, это твои дети!» — говорит она.

Доброжелательность и чуткость помогли ей завоевать уважение не только со стороны коллег, но, самое главное, учащихся и их родителей. Сменилось не одно поколение детей, которым она преподает. Сорок лет – это целая жизнь.

— Не отпускают ее ученики на заслуженный отдых, что вполне закономерно, — комментирует директор школы Елена Ятченя. – Надежда Васильевна имеет только одну запись в трудовой книжке, а это, наверно, о многом говорит. Долгие годы она всю без остатка отдавала себя детям, школе, активно участвовала в общественной жизни, была примером не только для учеников, но и для своих коллег. Более двадцати лет возглавляла профком школы и проявила себя как активный лидер, который большое внимание уделял здоровью работников школы и их детей, создавал в коллективе благоприятную атмосферу для взаимопонимания, творчества и личной ответственности за результаты своей работы.

Надежда Васильевна не перестает совершенствовать свои знания в профессии. После окончания училища, уже преподавая в школе, она поступила на заочное отделение в Брестский педагогический институт на специальность «Математика». «А как же иначе? — удивляется педагог. – Мы учим детей, а значит, должны смотреть на два шага вперед».

Надежда Васильевна Сверба из тех, кто своим примером побуждает школьников выбирать профессию учителя, а после дипломированным специалистом возвращаться в родные пенаты. Так было и с ее любимой ученицей Еленой Мацкевич. После получения аттестата о среднем образовании девушка поступила в университет им. А.С. Пушкина в Бресте, а после его окончания вернулась преподавать в родную школу, и теперь родные учителя стали ее коллегами.

Елена Мацкевич с детства мечтала стать педагогом. Был достойный пример – ее учитель начальных классов. Надежда Васильевна взяла юную первоклашку за руку, когда та впервые переступила порог средней школы д. Знаменка. Усадив застенчивую девочку, с любопытством озирающуюся по сторонам, за парту, она успокоила ее и пообещала сделать все, чтобы в школу та бежала с желанием, получая радость и удовольствие от учебы.

— Уроки у Надежды Васильевны всегда проходили весело и интересно, она умела пояснить новую тему так, что каждый ее легко понимал, — вспоминает Елена Константиновна. – Это очень помогло мне в будущей педагогической деятельности. Дети приходят в школу с разной подготовкой, и нужно суметь объяснить так, чтобы ребенок смог быстро разобраться. Но самое главное, чему научила меня Надежда Васильевна, – это всегда и во всем оставаться Человеком.

Сегодня Елена Мацкевич уже и сама опытный педагог. Ее стаж насчитывает двадцать лет. Активная, позитивная, открытая, она дарит всю безграничную любовь и внимание малышам, для которых давно уже стала  «второй мамой».

Завоевать любовь своих «почемучек» Елене Константиновне несложно. На уроках она использует различные формы и методы работы, понятные и интересные детям: и музыкальные разминки, и творчество своими руками, и даже просмотр мультипликационных роликов по заданной теме. Кстати, телевизор с большим плазменным экраном подарили классу за победу в районном конкурсе кабинетов начальных классов.

На ее уроках второклашки с удовольствием внимают каждому слову любимого учителя. А он умеет сделать так, чтобы было интересно всем, чтобы каждый чувствовал себя равным среди других, а на переменке — переключить их внимание, увлечь игрой. Приходится быть и защитником, и «второй мамой», чтобы рассудить спорщиков, приласкать взгрустнувшего.

Рабочий день Елены Мацкевич расписан по часам. При всем этом она в числе зачинщиков многих школьных мероприятий. И везде старается все делать «на отлично». Ее ученики являются победителями районных олимпиад по белорусскому, русскому языкам, математике и ОБЖ. Становятся лауреатами конкурсов научно-исследовательских работ.

Она имеет многочисленные награды, Почетные грамоты. К примеру, в 2006 и 2011 годах получила Письма благодарности Президента Республики Беларусь за активное участие в работе инициативных групп по выборам Президента Республики Беларусь. В нынешнем году была награждена Грамотой Главного управления по образованию облисполкома.

Коллеги характеризуют Елену Константиновну как яркого, творческого человека, который всегда открыт к получению новых знаний и навыков.  В настоящее время педагог готовится к сдаче сертификационного экзамена в ГУО «Брестский областной институт развития образования» на присвоение высшей категории учителя начальных классов. Повышает свою эрудицию Елена Мацкевич постоянно. Например, несколько лет назад закончила курсы иностранных языков, к которым тяготела с детства, а уже через пару месяцев ей представилась возможность попрактиковаться в его освоении в стране, где практически все жители говорят на английском как на своем родном языке. Это случилось в сентябре 2017 года, когда прибужским школьникам предложили пройти оздоровление в городе Роттердам Королевства Нидерланды. А Елену Константиновну назначили куратором группы. Двадцать три юных счастливчика из средних школ г.п. Домачево, аг. Знаменка и Томашовка на протяжении сорока дней жили в голландских семьях и параллельно посещали одно из учебных заведений города Роттердама «Het Spectrum», где им был предоставлен отдельный учебный кабинет. А педагогу предстояла непростая задача – помочь ребятам временно адаптироваться в европейской стране.

— Нас принимали волонтеры из группы «Grooms» SRK-Rotterdam, куда входят люди разных профессий, — рассказывает Елена Константиновна. – Эти отзывчивые и доброжелательные люди поддерживают с нашим районом довольно тесную связь в культурной и социально-экономической сфере, в том числе и посредством оздоровления наших детей в их родной стране. Мне, как руководителю группы, представился уникальный шанс изучить тамошнюю систему образования, воочию увидеть, как и чему обучают детей в европейской стране. И надо сказать, что подобный опыт меня очень порадовал. До приезда я читала, что в соответствии с исследованиями, проведенными UNICEF, дети в Королевстве Нидерланды — самые счастливые в мире. В понятие счастья входили показатели здоровья и безопасности, благосостояния, образования, окружения ребенка и его поведение. Одним из факторов, который превысил все возможные рейтинги, оказалось желание детей ходить в школу. И это несмотря на довольно ранний возраст, когда они впервые должны переступить порог учебного класса – в пять лет. Откуда эта любовь, я выяснила довольно быстро. 

Во-первых, весомую роль играет свобода в методах обу-чения. Задача учителя — объяснить ребенку материал так, чтобы он его понял, а каким образом он будет это делать, каждый решает самостоятельно. Можно на картинке показать, с какой стороны растет мох, а можно пойти в настоящий лес и на месте обо всем узнать. Основной упор же образования в начальной школе делается даже не на стопроцентное усвоение учебного материала, а на социализацию ребенка, умение вести себя с другими детьми, его досуг. 

Школы также часто организуют вечера, когда папы и мамы могут посидеть за столом своего ребенка, просмотреть его тетради и учебники, поговорить с учителем. Педагог обычно рассказывает о социальных навыках учащегося, его поведении, общении с другими детьми, а успехам или проблемам с учебой внимания уделяется меньше. Все необходимые учебники, тетради и пособия хранятся в классе. Дети не таскают тяжелые портфели, а берут в школу только поесть.

Родители довольно много времени посвящают внеучебной деятельности своих детей. По субботам они в обязательном порядке (и это не обсуждается!) приходят на несколько часов, чтобы провести какое-либо внеклассное занятие, мастер-класс на тему, которая им понятна или близка. Например, мама любит писать стихи, и она с удовольствием почитает их детям. А отец увлекается рыбалкой, он может спокойно взять малышей на ловлю рыбы на озеро. Занятие не обязательно должно быть в стенах учебного заведения. На свежем воздухе только приветствуется! Главное правило – оно должно быть интересно самим школьникам. Основной упор в школе делается на занятиях спортом, активном времяпрепровождении. И для этого создаются достойные условия. Невозможно представить ученика, который ни разу, например, не катался на лыжах. Практически в каждой семье один из родителей обязательно имеет звание кандидата или мастера в каком-либо виде спорта.  

Если брать в целом, то приверженность здоровому образу жизни культивирует практически каждая семья. На ужин они обязательно приготовят овощи на пару. Много едят рыбы. Что неудивительно, учитывая близость к Северному морю. Кстати, нам представилась возможность его увидеть, и это было очень впечатляюще! Волонтеры организовали для детей и другие интересные экскурсии в различные музеи, парки, развлекательные центры. Если описывать в целом одним словом, то на ум приходит — «самый крупный». Мы прокатились на прогулочном пароходе в один из самых крупных портов мира Харбор, посетили крупнейший парк птиц «Авифауна», крупнейший парк развлечений и аттракционов «Эфтелин», крупнейший европейский детский научный центр «Немо»…

— Эта поездка в Нидерланды, безусловно, оставила незабываемые воспоминания, и за это огромная благодарность его организаторам — группе SRK-Rotterdam, МОО «Помоги людям». Наши дети очень подружились со своими иностранными друзьями. Многие до сих пор продолжают поддерживать с ними связь. По возможности я также стараюсь устраивать различные поездки для наших деток. Со своими подопечными объехала многие города Беларуси — мы садились в автобус и отправлялись на экскурсию в Беловежскую пущу, на страусиную ферму в Кобрин, в столицу нашей синеокой… Ведь как можно рассказывать о достопримечательностях нашей родины, не посетив их? — недоумевает педагог.

p Наталья ТОЛКАЧЕВА

Фото автора

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!