На Гарнизонном кладбище прошла церемония перезахоронения останков летчиков, погибших в 44-м у деревни Непли | Заря над Бугом

На Гарнизонном кладбище прошла церемония перезахоронения останков летчиков, погибших в 44-м у деревни Непли

Члены экипажа бомбардировщика В-25 «Митчелл», останки которых были найдены в мае прошлого года неподалеку от деревни Непли Клейниковского сельсовета, наконец  обрели покой. Долгие годы их имена значились в списках без вести пропавших, но благодаря брестским поисковикам личности семи советских летчиков, погибших в июле 1944 года при выполнении боевого задания, были установлены, а сами они погребены с должными почестями. Церемония захоронения воинов состоялась 11 мая на Гарнизонном кладбище г. Бреста.

Проводить в последний путь летчиков  пришло много людей. Здесь были руководство города над Бугом и Брестского района,  представители дипломатического корпуса, военнослужащие, ветераны вой-ны и труда, местные жители, родственники погибших. После проведения ритуала освящения останков и их торжественного погребения у братской могилы была открыта мемориальная плита, почетное право снять занавес с которой предоставлялось председателям Брестского райис-полкома Владимиру Мацуке и городского Совета депутатов Николаю Красовскому. В граните увековечены имена командира корабля гвардии лейтенанта Александра Белова, старшего инструктора по организационно-партийной работе авиадивизии дальнего действия гвардии майора Давида Фролова, летчика гвардии младшего лейтенанта Ивана Смолина, штурмана гвардии лейтенанта Алексея Кравцова, башенного стрелка-радиста гвардии младшего лейтенанта Владимира Черкая, комсорга авиаполка гвардии лейтенанта Сергея Баринова,  стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Гавриила Боцвина.

Наконец мир узнал своих героев, но наша история по-прежнему полна белых пятен. Только в Брестском районе поисковикам известны места падения около двадцати советских самолетов, личности членов экипажей которых предстоит установить. А ведь еще великий русский полководец Александр Суворов говорил, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат.

«71 год назад  прогремели залпы Победы, но все эти годы война нам напоминает о себе. Наша белорусская земля еще хранит очень много неизвестного о тех героях, которые, не задумываясь, отдали свои жизни во имя будущего, – подчеркнул председатель райисполкома Владимир Мацука. – В Брестском районе 63 воинских захоронения, и на многих из них надпись – «неизвестный». Перед нами стоит очень важная задача: как можно больше найти неизвестных захоронений, установить и предать гласности имена погибших».

no images were found

Личности членов экипажа «Митчелла» были установлены военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь совместно с отрядом «Авиапоиск» г. Бреста во главе с Владимиром Бухтой. Без их кропотливого труда и фанатичного упорства вряд ли сегодня смогло бы состояться это мероприятие.

О разбившемся в годы войны самолете на границе с Польшей брестские поисковики узнали еще несколько лет назад от бывшего жителя д. Непли  Владимира Серко, который, будучи ребенком, видел, как подбитый бомбардировщик стал стремительно терять высоту. Однако к раскопкам они приступили только 7 мая 2015 года – много времени  заняли поиск места крушения и оформление документов для  проведения раскопок. Владимир Тимофеевич, несмотря на преклонные года, вызвался проводить поисковиков. К сожалению, полного завершения этой истории он так и не дождался…

При поддержке брестских пограничников, руководства мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», неравнодушных местных жителей поисковики подняли на поверхность обломки «Митчелла», который был доставлен в СССР из США по ленд-лизу. Большую помощь оказал начальник цеха растениеводства отделения «Клейники» ОАО «СГЦ «Западный» Андрей Сыса. Последний фрагмент бомбардировщика был извлечен из глубины в 7 метров. Работы длились полтора месяца.

Прежде чем найти хоть какую-то зацепку, поисковикам пришлось вручную «перелопатить» горы металлолома. При проведении раскопок, кроме останков летчиков,  были  обнаружены детали самолета, обрывки личных вещей  военнослужащих,  части удостоверений, пистолеты и фрагменты пулемета системы «Браунинг». Особое внимание поисковиков привлекли клочки платка, сложив которые, они прочли надпись «От Ани Владимиру».

«Много нам потребовалось времени, чтобы убедиться, что на тех частях самолета, которые мы подняли, нет номера. Искать пришлось по сохранившимся документам и записным книжкам, которые принадлежали майору Фролову, – рассказал председатель отряда «Авиапоиск» Владимир Бухта. – В блокноте Фролова были указаны координаты его родного брата, которые читаемы до сих пор. Это и явилось основным доказательством при установлении личностей членов экипажа».

К поисковой работе белорусов подключился российский исследователь авиации времен Второй мировой Борис Давыдов, который оперативно предоставил официальные данные о погибших летчиках. В Подольском архиве он нашел документы с расписанием боевых вылетов тех времен на территории Брестского района. Единственный экипаж, пропавший в этой местности, где стрелка-радиста звали Владимиром, — Белова. Этот экипаж проходил службу в 335-м авиаполку дальнего действия. Его задачей было зафиксировать на пленку авиаудары и результаты налета на железнодорожный узел нынешнего Северного городка в Бресте, где в июле 1944 года находились эшелоны с немецкими солдатами. «Митчелл» замыкал цепочку самолетов, которые совершали налет. На борту бомбардировщика находилось семь человек – русских и украинцев, хотя их должно быть шесть. Поисковики предполагают, что седьмым был Давид Фролов, который и снимал результат налета на фотопленку. В ночь с 15 на 16 июля вражеская зенитка подбила самолет Белова, и он рухнул недалеко от деревни Непли. Летчики сделали все возможное, чтобы при падении «Митчелла» не пострадали местные жители. Сами они погибли.

Последним приютом для экипажа бомбардировщика стала прибужская земля, а его обломки отныне хранятся в Музее обороны Брестской крепости.


Вернул семью и имя

Родственники троих погибших летчиков прибыли в Брест из Российской Федерации на церемонию захоронения

Участникам отряда «Авиапоиск» удалось при помощи своих коллег из России и Украины найти родственников четырех погибших членов экипажа бомбардировщика В-25 «Митчелл» – Белова, Фролова, Смолина и Баринова.

Корреспонденту «Зари над Бугом» удалось пообщаться с дочерью и внуками комсорга авиаполка Сергея Баринова, которые приехали в город над Бугом из г. Рыбинска и Санкт-Петербурга. Они впервые увидели Брестскую крепость, стали свидетелями, как здесь проходят мероприятия, посвященные Дню Победы, и от всего увиденного остались под большим впечатлением.

– Мне было два года, когда отца призвали на войну. Мы жили в г. Рыбинске, где родители работали на моторостроительном заводе, – рассказывает дочь лейтенанта Баринова София Мосенкова. – В начале войны завод эвакуировали в г. Уфу. Мы тоже должны были уезжать, но моя младшая сестра Вера заболела, и наша семья осталась на несколько дней в Рыбинске. Баржа, на которой мы должны были плыть, — затонула. Во второй раз бабушка нас не отпустила, поэтому отец уехал один. Больше мы его не видели. Спустя год моя сестра умерла от болезни.

София Сергеевна Мосенкова у могилы отца

 

Молодым, красивым, активистом и настоящим стахановцем запомнился всем Сергей Баринов. Он родился в 1917 году в небольшом селе Ансетьево Нижегородской губернии, которого сейчас нет на карте. Сергей Федорович окончил 9 классов и авиационный техникум, после чего устроился на Рыбинский моторостроительный завод, где стал комсоргом. На заводе познакомился с будущей женой Анной. В архиве семьи даже сохранился своеобразный свадебный договор, в котором они обещали всегда любить и хранить верность друг другу. Жизнь молодой четы, как и тысяч других, сломала война.

В 1942 году Сергея Баринова призвали в Красную Армию. В 43-м он окончил курсы усовершенствования политсостава, а затем – военно­политическое училище пропагандистов. Так лейтенант Баринов стал комсоргом авиационного полка.

Вплоть до 1944-го он посылал жене с фронта письма, даже один раз поговорил с ней по телефону, а  потом словно канул в Лету.

Анна Баринова неоднократно делала запросы в военкомат, пытаясь узнать что-нибудь об участи своего мужа. В  сентябре 1945 года к ней пришел ответ – «Пропал без вести». Она продолжала писать письма в различные инстанции, но результат был тем же. Со временем боль притупилась, Анне Михайловне пришлось смириться с неизвестностью.

После войны дочь Бариновых устроилась работать на Рыбинский завод, где, как и ее родители, повстречала свою любовь. Ни она сама, ни ее дети не теряли надежду узнать о дальнейшей  судьбе отца и деда. Их желание исполнилось в январе этого года. Сначала знакомая рассказала о статье в газете про летчика из Рыбинска, а потом с Софией Сергеевной связалась журналистка Марина Морозова, которая  сотрудничает с брестским «Авиапоиском».

– Для нас это настоящее чудо, мы и не думали, что спустя столько лет узнаем правду, – поделился внук Баринова Валерий Мосенков, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. – В детстве мы рассматривали фотокарточки деда, а когда приходили на митинг 9 Мая – внутри чувствовалась пустота от того, что мы не знаем, что с ним произошло, как он погиб и где покоится.

Внуки Сергея Баринова возлагают цветы к подножию памятного знака (Валерий Мосенков - справа)

 

Вдохновившись примером своего деда, Валерий решил стать военнослужащим, только вместо бескрайнего неба выбрал синеву морей и океанов. Он окончил военно-морское училище, а затем академию, служил на подводной лодке.

София Сергеевна, ее дети и внуки, а теперь уже и правнуки бережно хранят память о своем прародителе. Благодаря брестским поисковикам они теперь знают, что Сергей Федорович пал смертью храбрых. Напоминает об этом и памятная медаль «Шагнувший в бессмертие», которую с собой в Брест привезла дочь Баринова. Эта награда вручается родственникам героев, отдавших за Родину жизнь. Нынешней весной такую медаль получила и София Сергеевна

Алеси ПАШКЕВИЧ, фото автора

 

Поисковые работы проводились личным составом 2 специализированного поискового взвода 2 специализированной поисковой роты 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь совместно с историко-патриотическо-техническим отрядом «Авиапоиск» г.Бреста.

Большая подготовительная работа по опросу местных жителей, определению места падения самолета была проведена ребятами поискового отряда «Авиапоиск». В этом им помог бывший житель д.Непли Серко Яков Николаевич, который стал свидетелем падения самолета, будучи ребенком.

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!