На школьный «каравай» — рот не разевай! | Заря над Бугом

На школьный «каравай» — рот не разевай!

В результате контрольно-аналитических мероприятий, проведенных Комитетом государственного контроля совместно с прокуратурой области по вопросам обеспечения качества, безопасности и сбалансированности питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования, установлено, что на начало 2016/2017 учебного года на Брестчине функционировало более 500 учреждений общего среднего образования, в которых обучалось 160 с половиной тысяч учащихся. Расходы местных бюджетов на их обеспечение питанием за 2016 год составили 21,5 млн рублей, за первое полугодие текущего года — 10,2 млн рублей.

В области нет единообразного подхода к организации питания учащихся. Из числа учреждений общего среднего образования почти в 70% его организация осуществляется отделами образования, практически по 15% приходится на специализированные предприятия общественного питания и организации системы облпотребсоюза.

Выявлены существенные недостатки и проблемы в вопросах организации питания учащихся.

Так для организации питания учащихся недвижимое имущество предоставляется субъектам хозяйствования в безвозмездное пользование. Практически все расходы в учреждениях образования, в том числе по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту помещений, коммунальным услугам, включая отопление и электроэнергию, приобретение, текущее обслуживание и ремонт оборудования, отдельных предметов в составе оборотных средств, производятся за счет средств бюджета.

При этом работой по экономии этих затрат фактически никто не занимается. К примеру, учреждения образования города Бреста ссылаются на то, что вопрос находится в компетенции комбината общественного питания, а комбинат информирует, что задания и мероприятия по снижению себестоимости им не доводятся. А в это время энергоемкие духовки, полупустые холодильники «наматывают» показания счетчиков электроэнергии.

Следует отметить, что фактическое выполнение натуральных норм по продуктам питания в объектах общепита, где питание школьников организуют отделы образования, значительно выше (90-98%), чем в учреждениях, обслуживаемых специализированными организациями (80-86%). Даже с учетом применения последними законодательно регламентированного повышающего коэффициента 1,3 к установленным денежным нормам и доплаты родителями школьников к установленным денежным нормам расходов на питание.

Требует наведения порядка и использование наличных денежных средств. В Республике Беларусь в настоящее время успешно функционирует система безналичных платежей (ЕРИП), которая активно применяется дошкольными учреждениями образования области, в том числе при платежах за питание детей. Вместе с тем, в учреждениях общего среднего образования, как правило, указанные средства передаются родителями и школьниками учителям, выполняющим при этом несвойственные для них функции приема наличных денежных средств. Отсутствие во многих буфетах и столовых школ кассовых аппаратов и платежных терминалов вызывает справедливые нарекания родителей школьников. Бесконтрольный оборот в учреждениях образования наличных денежных средств создает предпосылки для коррупционных проявлений и злоупотреблений.

Выполнение натуральных норм питания является одной из основных мер социальной защиты обучающихся и имеет ключевое значение в создании необходимых условий для обеспечения, в первую очередь, здоровья подрастающего поколения. В подавляющем большинстве учреждений образования фактический рацион питания не соответствовал утвержденным нормам. Не обеспечивается выполнение суточных рационов питания и по калорийности.

В ходе проверок изучены процессы формирования фактической стоимости питания. В поставках сырья для приготовления блюд, булочных и кондитерских изделий присутствует многозвенность, что приводит к завышению розничных цен на готовые изделия.

Комбинатом общественного питания розничные цены на сырье были сформированы с нарушением установленного порядка применения торговой надбавки. Примененная посредниками торговая надбавка по отдельным позициям приобретаемого сырья превышала максимально допустимый уровень и составляла до 206%. В результате бюджетные ассигнования, выделяемые на питание школьников, в том числе впоследствии возмещаемые родителями, и средства дополнительной родительской платы за питание направлялись в доход посредникам. Такое применение торговых надбавок привело к завышению розничных цен на продукцию собственного производства КОП, реализуемую в учреждениях образования города Бреста, на общую сумму более 80 тыс. рублей.

Имеются претензии к качеству используемого продовольственного сырья. Выявлены факты использования для приготовления блюд продуктов питания с истекшим сроком годности, необоснованного завышения расчетной потребности в продуктах для выполнения меню, их недовложения.

Ассортимент реализуемой в буфетах пищевой продукции зачастую не соответствует принципам здорового питания. Не в полной мере проводилась С-витаминизация блюд. Установлены многочисленные нарушения санитарных правил и норм, предъявляемые к содержанию торговых объектов общественного питания и их оснащению.

Всего проверке подвергнуты три юридических лица и отдел образования, спорта и туризма Березовского райисполкома, которые организуют питание в учреждениях общего среднего образования. По выявленным нарушениям к административной ответственности привлечено 51 физическое лицо, к дисциплинарной — 60 работников, к юридическим лицам применено административных штрафов на общую сумму около 170 тыс. рублей, возбуждено уголовное дело.

Выявленные недостатки стали предметом рассмотрения совместной коллегии КГК и прокуратуры области, по результатам которой заинтересованным органам и организациям внесены конкретные предложения по разрешению проблемных вопросов.

comments powered by HyperComments
Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!