«НАШЕ ОСНОВНОЕ ЖЕЛАНИЕ – ЧТОБЫ ОБЪЕКТ БЫЛ БЕЗОПАСНЫМ» | Заря над Бугом
«НАШЕ ОСНОВНОЕ ЖЕЛАНИЕ –  ЧТОБЫ ОБЪЕКТ БЫЛ БЕЗОПАСНЫМ»

«НАШЕ ОСНОВНОЕ ЖЕЛАНИЕ – ЧТОБЫ ОБЪЕКТ БЫЛ БЕЗОПАСНЫМ»

На прошлой неделе в СЭЗ «Брест» состоялся брифинг по вопросам строительства аккумуляторного завода в районе аэропорта.  Как известно, ввод первой очереди предприятия запланирован на конец  нынешнего года. На встречу с компетентными специалистами области и столицы были приглашены представители СМИ, а также члены инициативной группы, которые выступают против возведения завода в окрестностях города.  

В кратком вступительном слове глава администрации СЭЗ «Брест» Федор Колончук подчеркнул, что на площадке «Аэропорт», кроме строящегося завода по производству аккумуляторных батарей ООО «АйПауэр», существуют еще 12 действующих предприятий различного рода деятельности.  Вот почему администрация зоны заключила договор с Полесским аграрно-экологическим институтом НАН Беларуси на предмет экологического мониторинга данной территории.

Бесспорно, последовавшее затем выступление директора этого  учебного заведения   Николая Михальчука отличалось содержательностью и заметной взволнованностью. Думается, ее можно объяснить той степенью ответственности, которая легла на плечи коллектива института в связи с заключением между пинчанами и администрацией  СЭЗ «Брест» названного выше документа.

– Я внимательно слежу за теми баталиями, которые ведутся вокруг строительства аккумуляторного завода, и вижу, что иногда здесь доминирует дилетантский взгляд, в то время как в оценках надо придерживаться очень строгих методических подходов и ориентироваться на определенные показатели.

По информации ученого, на сегодняшний день среднемировое содержание свинца составляет 10 миллиграммов на килограмм почвы, для почв Беларуси – от шести до восьми. В ареале автодороги М1 – Е30, где  проводилось исследование, показатель зачастую достигает среднемирового значения или превышает его в полтора раза. При этом следует учитывать, что предельно допустимая концентрация по валовому показателю свинца в настоящее время – 32 миллиграмма на килограмм почвы.

— То есть гораздо выше, – отметил директор института, кандидат биологических наук Николай Михальчук, знакомя аудиторию со своим проектом. – Нами уже сформирована система точек для отбора проб почв и растительности. В пределах 500-метровой санитарно-защитной зоны строящегося предприятия запланировано отобрать 15 почвенных образцов и 7 образцов проб растительности. Постоянные пункты наблюдения размещаются концентрическими кругами с учетом розы ветров. Учитывая обеспокоенность жителей ближайших к заводу окрестностей и некоторых предприятий СЭЗ, я предложил расширить зону наблюдения до полутора-двух километров. Вся она включает в себя 64 пункта наблюдения. Фактически работы уже начаты. Чтобы рассчитать условный фон до запуска завода, их необходимо проводить немедленно. Основная наша задача в рамках заключенного договора – установление условно-фоновой концентрации как валовых, так и подвижных форм тяжелых металлов в ареале строящегося предприятия и в ближайших окрестностях.  И здесь, считаю, лучше переусердствовать, чем недоусердствовать.

Этот посыл ученого нашел поддержку и у руководства СЭЗ, поскольку фоновое загрязнение уже существует, оно должно быть изучено, чтобы потом этот фон не отнесли на счет нового предприятия.

Следует подчеркнуть, что в своем выступлении Николай Михальчук  несколько раз обращал внимание, что есть предельно допустимые концентрации в выбросах предприятий, но нужно контролировать фоновое содержание тяжелых металлов, включая их подвижные формы, которые перетекают в растения и человеческие организмы. Выяснилось, что институт уже много лет изучает территорию Бреста и его окрестностей, включая дачные сотки и огороды горожан. Выводы неутешительны – больше, чем свинца, встречается излишнее содержание цинка. Прозвучала из уст ученого и неожиданная информация. Оказывается, почвы сельскохозяйственного использования накапливают тяжелых металлов меньше, чем леса и грибы в них.

Так или иначе, но круг вопросов, с которыми обращались и журналисты, и представители инициативной группы к президиуму, в основной своей массе сводился к выяснению тяжести воздействия технологических процессов будущего предприятия на окружающую среду. В этой связи первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия Малкина внимание аудитории сконцентрировала на следующих аргументах:

— Строительство завода осуществляется на основании утвержденной в установленном законодательством порядке проектной документации. По данной документации производился отчет об оценке воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым реализация проекта на выбранной территории возможна при правильной эксплуатации завода и осуществлении предусмотренных проектом природоохранных мероприятий.  Хочу особо подчеркнуть: в проекте выполнены расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые показали, что их уровни находятся в пределах установленных нормативов качества окружающей среды и атмосферного воздуха для Республики Беларусь. При проведении государственной экологической экспертизы также было установлено, что принятые проектом решения соответствуют всем требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Более того, в соответствии с инструкцией о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям данный объект относится к пятой, наименее опасной категории. Государственная экологическая экспертиза проводилась Республиканским центром государственной экологической экспертизы и повышения квалификации. Заключение от 26 мая 2017 года положительное, без дополнительных условий. На сегодня по проектной документации к тем технологическим процессам, которые в ней заложены, со стороны служб экологической экспертизы вопросов не возникает. Словом, аккумуляторный завод при надлежащей эксплуатации ущерба экологии не нанесет.

Дополняя высокого столичного чиновника, Федор Колончук в очередной раз развеял опасения тех, кто считает, что на предприятии будет налажено производство свинца. Такой технологический процесс здесь не предусмотрен, заявил Федор Федорович.

Свое мнение по поводу безопасности нового завода высказал и начальник  областного управления МЧС РБ Константин Шершунович:

— Предприятие не относится к перечню взрыво- и пожароопасных. Поскольку в ходе рассмотрения проектно-сметной документации были отдельные замечания по категориям взрывоопасности помещений, мы проводили специальные расчеты. Взрывоопасных помещений там нет. А вот пожар может случиться на любом производстве, где имеются горючие вещества. Для того и существуют соответствующие службы, в том числе на данном заводе, где уже работает пожарно-техническая комиссия, которая оценивает возможную вероятность возникновения пожаров и их ликвидацию. По каждому предприятию, имеющему статус взрыво- и пожароопасного, по вопросам гражданской обороны разрабатывается специальная карта действий.

Директору республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» Сергей Сычику пришлось пояснить аудитории алгоритм действий соответствующих служб по регулярной проверке уровня содержания свинца в крови будущих работников завода:

— Нормативы допустимой концентрации свинца в крови в одних странах есть, в других их нет, но стремление одно – чтобы свинец в сыворотке крови вообще не присутствовал. После запуска аккумуляторного завода там начнет работать программа производственного контроля. Отбор проб будет производиться и в рамках санитарно-защитной зоны, и в воздухе рабочей зоны, предусмотрен и мониторинг уровня свинца в крови рабочих, как это делается сегодня на предприятии «Первая аккумуляторная компания» в Пинске.

Острыми звучали вопросы и по «судьбе» отходов второго и первого классов опасности, которые будут образовываться в процессе производства.

  – Обращение с отходами планируется в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь. Необходимую информацию можно найти на сайте ООО «АйПауэр». Перед вводом объекта в эксплуатацию будет разработана инструкция по обращению с отходами, будет конкретизировано их количество. Предусмотрено помещение для хранения отходов первого и второго класса опасности, откуда они будут отправляться на переработку организациям, которые имеют специальные лицензии. Предварительно договор заключен с компаниями «Белинвестторг-Сплав», «Белцветмет», «Мотовело Эко», – проинформировал собравшихся участников брифинга главный инженер завода Сергей Дубновицкий.

Отрадно, что представители государственных органов и заинтересованные специалисты выказали готовность по мере необходимости продолжать начатый диалог по поднятым вопросам и проблемам. Ия Малкина, например, сообщила следующее:

— Начиная с января, фактически все обращения, которые поступали в адрес государственных органов различных инстанций, в основном концентрировались в нашем министерстве, и даже сегодня у нас на рассмотрении находится порядка 20 обращений по теме, касающейся аккумуляторного завода. Абсолютно на все эти вопросы мы даем аргументированные ответы – с цифрами, со ссылками на источники их получения и на конкретные правовые акты. Наше основное желание – чтобы объект был безопасным. Поэтому мы готовы встречаться, готовы объяснять, показывать исходную информацию. Думаю, мы найдем достаточно понимания, чтобы услышать взаимные аргументы.

А  председатель горисполкома Александр Рогачук, который также участвовал в мероприятии, свою задачу видит в том, чтобы сейчас, с учетом позиций всех органов, необходимо  выработать подходы, обозначить проблемы и тогда уже спокойно разговаривать с жителями города, снимая всякие волнения брестчан по поводу строительства аккумуляторного завода.

В отведенный по регламенту час времени разговор на брифинге не уложился. Что вполне объяснимо: градус кипения темы еще достаточно высок…

Виктор БРУНТАЛЬСКИЙ

comments powered by HyperComments
Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!