Непременное условие — гармония | Заря над Бугом

Непременное условие — гармония

Гендерное воспитание…  Это словосочетание прочно вошло в обиход уже в девяностых годах прошлого века. А широкое распространение получило в 2000-х. Суть его — в обеспечении равноправного участия и мужчин, и женщин во всех сферах жизни общества. Излишне говорить, что этот вопрос — один из важнейших. И отдел образования Брестского райисполкома уделяет ему немало внимания.

«Учреждения образования Прибужья в полноценном режиме продолжают работу по гендерному воспитанию, — рассказывает методист районного учебного методического кабинета (РУМК) Елена Ничипорук. — Актуальность гендерного воспитания состоит в формировании у ребёнка устойчивого понятия своего пола и понимании роли противоположного.

Воспитание по принятию и осознанию своих ролей начинается уже с дошкольных учреждений. Разнополое воспитание в детском саду во многом  опирается на  индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров  поведения женщин и мужчин, с которыми воспитанник постоянно сталкивается в семье. Для этого в учреждениях образования формируется соответствующая развивающая среда. Создана материальная база для проведения ролевых игр, в которых мальчики и девочки учатся широкому спектру ролевого поведения. Обучение и воспитание гендерной социализации продолжается на разных ступенях школьного образования. Так, в начальной школе классные руководители через информационно-пропагандистскую работу обучают навыкам самосохранения, здорового образа жизни, проводят совместные уроки труда…»

А далее гендерное воспитание продолжает реализовываться по различным направлениям. И сейчас самое время подробнее рассказать о них читателю. Одно из главных — обеспечение равного доступа к социальной защите и здравоохранению.  В учреждениях образования района разработаны программы «Семья» и «Здоровье» на 2009 — 2014 гг., в рамках которых совместно с ИДН и КДН созданы банки данных о семьях с неблагополучным воспитательным фоном. Классными руководителями, заместителями директоров по воспитательной работе постоянно ведется работа по привлечению подростков, находящихся в социально опасном положении, в спортивные секции и кружки, направленная на обеспечение практически  100-процентной их занятости. Регулярно осуществляется выпуск санбюллетеней по профилактике вредных привычек, коллажей и стенгазет по вопросам здорового образа жизни.   Оформляются информационные стенды и уголки «Равные права – равные возможности».

Учащиеся района изучают курс «Здоровый образ жизни». Полученные там знания дети учатся применять в реальной жизни. В школах систематически проходят  дни здоровья, диагностики; творческие конкурсы и т. п. Так, в 2012 году в учреждениях образования проведено около 400 тематических лекций, 70 тематических вечеров, более 450 классных и информационных часов.

Богатый опыт научно-педагогического сопровождения здорового образа жизни накоплен в СШ д. Остромечево, Б.Мотыкалы, Тельмы-1,  Клейники, Страдечь, Чернавчицы, п. Мухавец. Поэтому неудивительно, что в данных учреждениях больше всего практически здоровых детей.

Ежегодно среди учащихся школ Брестского района проводятся районные олимпиады по вопросам здорового образа жизни. Учреждения образования района участвуют и в фестивале здоровья, в рамках которого проводятся конкурсы «Самый здоровый класс», «Самый здоровый коллектив», «Лучшая профсоюзная организация в сфере формирования здорового образа жизни»… Ученики прибужских школ ежегодно посещают выставку-ярмарку «Содействие здоровому образу жизни». Так, в прошлом году ее посетили более 200 детей.

Кроме того, ученики СШ д. Тельмы-1, Медно приняли участие в открытом областном конкурсе творческих работ — в рамках реализации гендерных программ ПРООН в Беларуси среди  учащейся молодежи области.

Еще одно важное направление — профилактика и предотвращение торговли людьми и насилия на гендерной почве. Здесь решаются следующие основные задачи: развитие детей на основе принципов гуманизма и личностно-ориентированного воспитания; формирование духовно-нравственных ценностей; построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальных черт; поддержка личности и создание условий для ее самовыражения.

Воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях семьи, школы и государства. Не обойтись тут и без основ православной культуры. Учреждения образования постоянно работают в таком направлении, как духовно-нравственное воспитание семьи. Родителям регулярно разъясняется, что именно в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому так важно, чтобы в семье сохранялись и передавались нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предыдущими поколениями.

В планах воспитательной работы учреждений образования утверждаются и проводятся в течение года различные формы работы с родителями. Это родительские лектории («Предупредить своего ребенка», «Проблемы ВИЧ-инфекции и семейное воспитание», «Нравственное воспитание детей»); родительский всеобуч, диспуты, круглые столы («Отцы и дети», «Любя – защищаем» и т. д.); индивидуальные консультации специалистов, участие в подготовке праздников, совместные экскурсии в храмы, встречи с настоятелями церкви, ведение социальных карт с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.  Родители принимают участие и в субботней работе школ: совместные туристические походы, экскурсии, спортландии «Мама, папа, я — спортивная семья», школьные праздники — День Матери, 23 февраля, 8 марта…

Еще одно направление работы — развитие системы гендерного образования.  С участием классных руководителей в районе продолжается реализация проекта создания семейных клубов «Научить родителей, чтобы счастливы были дети», где решаются основные вопросы в области психологии, социальной адаптации, семейных проблем детей различного возраста. Данный проект реализуется в рамках программы «Успешное родительство». Цель ее — оказание поддержки родителям путём обучения их методам воспитания для построения конструктивных взаимоотношений с детьми без применения насилия.   Проект начал реализовываться с февраля 2012-го. Прошли тренинги по обучению специалистов учреждений образования — в основном классных руководителей и воспитателей детских садов, которые сегодня уже сами являются тренерами родителей  для работы по программе «Успешное родительство», то есть организовали сеть родительских клубов на базе  учреждений образования Брестского района и проводят занятия. Более двухсот мам и пап приняли участие в этих тренингах. Обобщение работы родительских клубов позволяет накапливать ценный практический опыт.

Гендерное образование и воспитание охватывает все категории обучающихся, в том числе и детей с особенностями психо-физического развития.

Данная тема регулярно поднимается в методической работе с педагогами.  Например, в мае 2012-го в СШ д. Вельямовичи прошло   методическое  объединение классных руководителей «Специфика реализации гендерного воспитания в классных коллективах», посвященное выявлению проблем и путей решения гендерного воспитания в условиях сельской школы. В форме  семинара-практикума решались следующие основные задачи: определение основных сложностей и преимуществ дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в условиях единого классного коллектива; выявление особенностей педагогической помощи  в вопросе  становления половой дифференциации обучаемых.

Кроме того, в течение 2012 года педагогами Прибужья были проведены открытые классные и информационные часы, родительские собрания, посвященные проблематике семейного воспитания, восприятию учащимися гендерных ролей. К примеру, с целью формирования здорового образа жизни  проведены классные часы «25 000 шагов к здоровью, или движение – это жизнь!» — с приглашением участницы олимпийских игр Ольги Кардапольцевой ( кл. руков. 5 класса СШ д. Скоки С. Н. Марчук); «Мальчик — юноша, девочка — девушка» (кл. руков. 9 класса БШ д. Прилуки М. И. Станиславец ).  С целью духовно-нравственного воспитания —  классный час – практикум «Его величество Этикет» (кл. руков. 9 «А» класса СШ д. Скоки Л. А. Пальм); классный час «Я — гражданин XXI века» (кл. руков. 11 класса СШ д. Вельямовичи Л.М. Пархоц); открытое родительское собрание «Поощрение и наказание в семье» (кл. руков. 7 «А» класса СШ д. Скоки С. О. Воробьева); классный  час  «Семья и  семейные ценности» (кл. руков. 10 класса СШ д. Б. Мотыкалы Л. А. Беньковская)  и многие другие.

«Сегодня учащиеся в учреждениях образования, в основном, наблюдают женскую модель поведения, что ведёт к формированию  определённого гендерного стереотипа», — отмечает Елена Ничипорук.

Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи. Как показывает практика, сейчас в учреждениях образования района необходимо продолжать воспитательную работу по следующим направлениям: дополнение зон самореализации через поощрение девочек и мальчиков к равноправному сотрудничеству;       организация тренинговых занятий, направленных на осознание детьми своих социальных функций; системное привлечение обоих родителей, а не только матерей, к вопросам гендерного воспитания.

Александр ЯРМОШУК

 

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!