«Он не содержит излишеств, предопределяя бережное и экономное расходование каждого бюджетного рубля» | Заря над Бугом

«Он не содержит излишеств, предопределяя бережное и экономное расходование каждого бюджетного рубля»

На обсуждение депутатского корпуса проект районного бюджета на 2016 год вынесла начальник финансового отдела райисполкома Тамара ПАВЛИЧУК

Нет доходов – сокращаются расходы

Тамара Петровна, прежде чем дать характеристику проекта бюджета 2016 года, коротко остановилась на ходе исполнения бюджета района 2015 года. Исполнение бюджета в истекшем периоде происходило в непростых экономических условиях. Невыполнение ряда прогнозных показателей работы реального сектора экономики, сложившаяся ситуация на валютном рынке, а также некоторые другие причины как в целом по республике, так и в районе, сказались на наполняемости доходной части. В результате недопоступление платежей к первоначально утвержденным параметрам ожидается в сумме 17,5 млрд рублей, в том числе по собственным доходам — 14,0 млрд рублей, дотации из республиканского бюджета — 3,5 млрд рублей. С целью сбалансированности бюджета на аналогичную сумму  сокращены отдельные виды расходов.

Среди доходных источников существенное отставание от прогнозных показателей в истекшем периоде сложилось по налогу на прибыль. Учитывая  в нем возвраты и зачеты, сумма налога на прибыль составила 3,9 млрд рублей, или только 23,0 % от аналогичного периода прошлого года, недопоступление от первоначально запланированных параметров ожидается в объеме 8,8 млрд рублей. По подоходному налогу с физических лиц темпы  поступления отстают от утвержденных параметров (запланирован первоначально темп 123,5%, фактически темп составил 113,7%). Основной причиной сложившегося положения являются недостаточные темпы роста фонда заработной платы, сокращение среднесписочной численности работающих, а также неполная занятость работников в истекшем периоде (изменение рядом организаций режима работы, сокращение рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы). В результате недопоступление к первоначально запланированным параметрам ожидается по подоходному налогу — 8,6 млрд рублей, доходам от продажи земельных участков – 3,0 млрд рублей.

Исполнение доходной части тесным образом связано с экономическим положением района, финансово-хозяйственным состоянием субъектов предпринимательства. В районе зарегистрировано плательщиками налогов 1193   организации  и 1144 индивидуальных предпринимателей. Из бюджетообразующих предприятий района не обеспечили рост поступлений в консолидированный бюджет: Брестское райпо, СПК «Остромечево» и ГУСП «ПМК-6».

За 11 месяцев 2015 года темп роста доходов к соответствующему периоду прошлого года составил 109,3 %, в том числе собственных — 107,5 %. Расходы выросли на 9,0 %, в то время как расходы на заработную плату  увеличились на 17,4 %, коммунальные услуги — на 23,0 %, питание — на 30,7 %.

Cтавка – на внутренние резервы и усовершенствование законодательства

По словам Тамары Петровны, в основу формирования  проекта бюджета района на 2016 год положены расчетные показатели по доходам и расходам, доведенные облисполкомом, а также оценка  исполнения бюджета 2015 года. Проекту бюджета на 2016 год присуща сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования.

Бюджет района сформирован в полном соответствии с параметрами роста экономики, платежного баланса и денежно-кредитной политики. Он оптимален по уровню расходов, в нем соблюдается баланс приоритетов при распределении бюджетных средств. Бюджет не содержит излишеств, предопределяя бережное и экономное использование каждого бюджетного рубля. Резервы по оптимизации бюджетных расходов в районе еще имеются, считает Тамара Петровна. В общеобразовательных школах много еще малочисленных классов. В районе имеется 27 классов с количеством учащихся 5 и менее. На одного учителя в общеобразовательных школах приходится 7 учеников, а с учетом административно-обслуживающего персонала — 4 ученика. Также стоит задуматься, надо ли нам содержать за счет средств бюджета 885 учеников музыкальных школ и школ искусств, так как родительская плата в месяц составляет всего лишь 62,0 тыс. рублей, или 2,5% от бюджетных расходов. На одного учителя музыкальных школ в среднем приходится  5 учеников.

Учитывая развитие информационных технологий, назрел также вопрос о сокращении количества библиотек учреждений культуры. Их в районе — 19.

В настоящее время также рассматривается вопрос о возможности ликвидации КУКП «Брестская районная киновидеосеть» и введения должности киновидеодемонстратора в штатное расписание автоклуба за счет внебюджетной деятельности. При штатной численности 8 единиц и стоимости билетов 10,7 тыс. рублей, детских — 6,5 тыс. рублей собственные доходы предприятия  возмещают расходы лишь на 15%.

С 2016 года будут усовершенствованы некоторые принципы налогового администрирования. Основная часть грядущих изменений коснется упрощенной системы налогообложения. Предельный порог валовой выручки, который позволяет индивидуальным предпринимателям   применить УСН, будет снижен с 13,7 млрд рублей до 1,5 млрд рублей. Этот шаг направлен на пресечение схем минимизации  налоговых платежей, а также устранения диспропорции в доходности между ИП и организациями с числом работников не более 100 человек.

Одновременно будут снижены площади  капитальных строений, с которых не взимается налог на недвижимость (с 1,5 тыс. кв. м до 1 тыс. кв.м). Данное изменение позволит не обременять сбором малый бизнес, занимающийся производственной деятельностью. Одновременно субъекты хозяйствования, имеющие «лишние» метры  (в большинстве случаев сдаваемые  в аренду), будут уплачивать налог на недвижимость.

С 2016 года ставка налога при УСН в отношении доходов в виде сумм безвозмездно полученных денежных средств, товаров (работ, услуг) устанавливается в размере 16% (вместо 3% и 5%). Введен запрет на применение «упрощенки» для интернет-площадок, размещающих на своем сайте информацию о продаже товаров с интернет-магазинов.

В качестве дополнительных мер по расширению в 2016 году ресурсной базы бюджета предусмотрен сбор на финансирование государственных расходов из расчета двадцать базовых величин на одного плательщика в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, проинформировала аудиторию Тамара Павличук.

Планируется ужесточить ответственность за нелегальную сдачу жилья внаем. При его сдаче без уплаты подоходного налога выявленные нарушители будут уплачивать пятикратную ставку этого налога. Мера вводится для того, чтобы еще раз предупредить неплательщиков о необходимости исполнения своих налоговых обязательств.

Предполагается увеличение ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с одной базовой величины в год до одной базовой величины в месяц (рост в двенадцать раз). Увеличится ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности с одной до четырех базовых величин за календарный год.

Предельный уровень ставки по курортному сбору поднят с 3 % до 5%. С 2016 года упраздняется право областного Совета депутатов вводить (отменять) местные налоги и сборы и закрепляется эта функция за Советами депутатов базового уровня, добавила Тамара Петровна.

Рубль к рублю, процент к проценту

Что касается объема бюджета района на 2016 год, то он определен по доходам в сумме 320790,6 млн рублей и по расходам в сумме 319790,6 млн рублей, профицит 1000,0 млн рублей будет запланирован на платежи в качестве исполнений  гарантий райисполкома. Районный бюджет составляет 95,6% от бюджета района, или 306591,7 млн рублей по доходам и 305591,7 млн рублей по расходам. Бюджеты сельских Советов определены в сумме 14198,9 млн рублей, в том числе трансферты вышестоящему бюджету 1626,5 млн рублей, пояснила Тамара Павличук.

Собственные доходы бюджета района на 2016 год определены в сумме 294421,3 млн рублей, или 118,1 % к оценке 2015 года. Безвозмездные поступления из республиканского бюджета  планируются в сумме 24742,8 млн рублей, или 83,4% к оценке 2015 года, и составят 7,7 % от объема бюджета.

Структура доходов в 2016 году существенно не изменится. В ней налоговые доходы занимают 86,9 % от собственных доходов и планируются в сумме  255961,0 млн рублей, или с ростом на 18,4 %, неналоговые занимают 13,1 % и составят 38460,3 млн рублей, или с ростом на 13,5%.

Основными источниками бюджета  остаются: подоходный налог 38,8% (в 2015 г. — 40,6%), НДС 19,9% (17,4%), налог по упрощенной системе налогообложения 6,8 % (6,7 %), единый налог для производителей сельхозпродукции 6,9% (7,4%), налог на недвижимость  7,3% (7,2%).

Основными доходными источниками по неналоговым поступлениям являются —  продажа земельных участков на аукционах для строительства и обслуживания жилых домов и продажа объектов коммунальной собственности  на аукционах.

Для обеспечения доходной части бюджета района особое внимание  необходимо будет уделять выявлению и предоставлению в областной  Совет депутатов сведений в отношении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества и участков, на которых оно расположено, в целях  увеличения  до 10 раз ставок налога на недвижимость и земельного налога.

Проценты отчислений в бюджет района от общереспубликанских налогов и доходов утверждены: по  подоходному налогу – 80%, налогу на прибыль предприятий — 60%, НДС — 1,45% (в 2015 — 1,3%), налогу на недвижимость -100%, проинформировала Тамара Павличук.

Сохраняет социальный характер

В пределах прогнозируемых ресурсов бюджета  в первоочередном порядке будет обеспечен рост заработной платы в бюджетной сфере, который учитывает повышение заработной платы для всех категорий бюджетников. Расходы на эти цели возрастут  на 17,5 %.

Заработная плата с  начислениями, коммунальные услуги, питание, субсидии организациям и трансферты — это первоочередные статьи расходов бюджета 2016 года, на них приходится 90,5 %  бюджетных расходов.

Расходы капитального характера, проведение текущих ремонтов планируются по остаточному принципу  после основных статей и статей, связанных с обеспечением текущей деятельности  бюджетных организаций.

Базовые отрасли  в бюджете являются:  образование — 55,6 % (2015 г. — 54,8 %), ЖКХ и жилищное строительство — 15,2% (16,8%), культура — 7,5% (7,8%).

Бюджеты сельсоветов сформированы на основе общих принципов, показатели рассчитаны, исходя из единых подходов по их формированию.

Распределение расходов местных бюджетов по направлениям осуществлено в соответствии с требованиями статей 46 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Бюджет района сохраняет  социальный характер, на финансирование социальных расходов планируется направить 262,9 млрд рублей, или 82,2 % всех расходов.                По наиболее острым проблемам облисполкомом были учтены наши ходатайства и внесены  изменения в проект бюджета. Расходы на 2016 год сформированы исходя из реальных ресурсов бюджета, сообщила Тамара Петровна.

По сельскому хозяйству расходы предусмотрены в сумме 11 997,2 млн рублей, в том числе на компенсацию удорожания калийных удобрений — 6 232,9 млн рублей, оплату комплекса работ по известкованию кислых почв  — 1 297,8 млн рублей.

На покрытие убытков по пригородным пассажирским перевозкам планируется направить 6792,8 млн рублей, или за счет средств бюджета планируется возмещать 35% затрат по пригородным  пассажирским перевозкам.

Субсидии на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению, планируются в сумме 1 702,9 млн рублей, исходя  из предельной нормы отпуска по фиксированным розничным ценам на одно домовладение — 3,5 тонны топливных брикетов, или дров 4,9 метра кубических.

На финансирование расходов по жилищному строительству планируется направить 4 293,5 млн рублей, в том числе на уплату процентов и погашение основного долга по кредитам, выданным в 2011 и 2012 годах на строительство инженерных сетей в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 65 в сумме 1233,2 млн рублей, на строительство жилых домов социального пользования предусматривается 2440,3 млн рублей, на изготовление проектной документации по жилым домам, строящимся по государственному заказу и погашение задолженности по льготным кредитам по госзаказу — 620,0 млн рублей.

По ЖКХ  предусмотрены субсидии по услугам населению с темпом  роста 91,3%, или в сумме 33 617,8 млн рублей, которые будут направлены на затраты по текущему содержанию жилищного фонда, холодному и горячему водоснабжению, отоплению и канализации, предоставлению льгот отдельным категориям граждан. Субсидирование будет осуществляться исходя из установленных нормативов, планово-расчетных цен и  объемов оказанных услуг. Затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг в районе покрываются за счет населения: по водоснабжению в размере 16%, теплоснабжению в размере 8%, вывозу ТБО  в размере 80%.

Капремонт жилфонда  запланирован в сумме 2947,2 млн рублей (в 2015 г. освоено 1417,5 млн рублей), текущий ремонт жилфонда — 656,9 млн рублей (в 2015 г. освоено 591,0 млн рублей).

На возмещение затрат по баням  предусмотрено ассигнований в сумме 1872,6 млн рублей, на капремонт объектов водоснабжения и водоотведения  планируется направить 600,0 млн рублей.

Расходы на  благоустройство объектов предусмотрены в сумме 1823,4 млн рублей, в том числе в районном бюджете — 573,4 млн рублей. На освещение населенных пунктов средства запланированы в бюджетах сельсоветов в сумме 2987,4 млн рублей, или 88,2% к ожидаемому исполнению.

На финансирование  учреждений и мероприятий по социальной политике   предусмотрено 12125,9 млн рублей, в том числе на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства предусмотрено 3321,2 млн рублей. Значительные темпы роста следует отметить по бесплатному обеспечению продуктами питания детей первых двух лет жизни,   расходы предусмотрены в сумме 1323,9 млн рублей. На выплату  адресной социальной помощи предусмотрено  1560,5 млн рублей, единовременной материальной помощи к учебному году семьям, воспитывающим троих и более детей, —  283,0 млн рублей.

На предоставление одноразовых безвозмездных субсидий гражданам на строительство или приобретение жилых помещений, а также финансовую поддержки молодым и многодетным семьям в погашении кредитов предусмотрено 560,0 млн рублей.

Тамара Павличук признала, что сформированный проект бюджета на 2016 год не в полном объеме решает все проблемы, особенно по ремонту бюджетных учреждений и укреплению их материально-технической базы.

Поэтому уточнение расходной части бюджета в течение года будет  зависеть от наполнения казны  района, т.е. от результатов работы реального сектора экономики и выполнения  предприятиями района прогнозных показателей, резюмировала в конце своего выступления Тамара Петровна.

Для справки. Депутатский корпус единогласно утвердил предложенный районный бюджет на 2016 год с профицитом 1 000,0 млн рублей, по доходам в сумме 306 591,7 млн рублей и расходам в сумме 305 591,7 млн рублей.

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!