Ориентир – доступность, качество, безопасность! | Заря над Бугом
Ориентир – доступность,  качество, безопасность!

Ориентир – доступность, качество, безопасность!

Региональный комплекс мероприятий по реализации Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, утвержденный решением областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 № 226, в качестве основных задач, в частности, установил обеспечение доступности перевозок, повышение качества их выполнения и строжайшее соблюдение при этом всех параметров безопасности перевозочного процесса. Об этих и ряде других аспектов организации и функционирования пассажирских перевозок в Прибужье наш разговор с начальником отдела экономики рай-исполкома Игорем ЛОБОДОЙ.

— Кому мы, Игорь Петрович, обязаны тем, что без особых проблем можем оперативно добраться практически как из любой точки района в областной центр, так и обратно домой?

 — В Прибужье, как известно, перевозки пассажиров автобусами в регулярном пригородном сообщении осуществляют ОАО «Брестский автобусный парк», филиал «Автобусный парк № 9 г.Каменец» ОАО «Брестоблавтотранс» и субъекты хозяйствования частной формы собственности на экспрессных маршрутах. Работа перевозчиков в целом отличается стабильностью, стремлением к соблюдению регулярности движения автобусов, выполнением нормативов государственных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения региона.

 — По всей видимости, деятельность перевозчиков характеризуется определенными объемными показателями?

— Статистика объемных показателей транспортной работы в районе, в частности по автобусным перевозкам, за первое полугодие выглядит следующим образом. На 125,9% обеспечен темп роста количества перевезенных пассажиров. И, если в среднем по области темп роста пассажирооборота достиг только 99,8%, то по району он составил 104,7% .

 — А если проанализировать основные задачи упоминавшегося выше регионального комплекса мероприятий…

 — Повышение доступности перевозок экстенсивным путем сопряжено с определенной дилеммой: с одной стороны — социальный аспект, с другой – экономический. Рост транспортной работы неизменно влечет повышение расходов районного бюджета на финансирование социально-значимых перевозок.

Выход из подобного положения видится в оптимизации маршрутной сети регулярных перевозок, а также в дальнейшей работе по поэтапному переводу ряда маршрутов на обслуживание их перевозчиками частной формы собственности, эксплуатационные издержки которых не подлежат возмещению из бюджета. По такой схеме проходит апробацию обслуживание частным перевозчиком рентабельного маршрута «Брест – д.Богданы» в «связке» с убыточным «Брест – д.Щебрин». Эксперимент признан удачным.

Что касается повышения качества пассажирских перевозок и обеспечения их безопасности, то эти аспекты следует рассматривать взаимосвязано. Так, Транспортной инспекцией, налоговой инспекцией района и УГАИ УВД облисполкома ежемесячно выявляются по району факты нарушения перевозчиками норм транспортного и налогового законодательства, Правил дорожного движения.

— Кто и в чем больше всего «грешит», подрядившись с полной ответственностью возить людей?

 — С начала года в ходе проверок ТИ установлены случаи срыва перевозчиками различных форм собственности рейсов на регулярных пассажирских перевозках пригородного сообщения. И хотя по сравнению с прошлым годом наблюдается снижение на 15%, но, тем не менее, за шесть месяцев не выполнено 17 рейсов. Бесспорный «лидер» здесь — ИП Григорчук. На его совести 7 таких «проколов» на маршруте  «Брест – Смуга». Результат закономерен: 31 мая с ним договор расторгнут досрочно.

В прошлом году на «прямую телефонную линию» райисполкома поступали многочисленные жалобы граждан на срывы рейсов перевозчиком ООО «АнатольТранс» на маршруте № 204 «Томашовка – Брест». Информация подтвердилась Транспортной инспекцией. В апреле  договор на перевозки пассажиров с ООО «АнатольТранс» расторгнут райисполкомом в одностороннем порядке. А состоявшийся в мае конкурс определил победителя для работы на данном маршруте – ООО «КамелиТурКомпани», который начал перевозки автобусом класса М3 с 7 июня.

Многочисленные нарекания жителей вызывала и работа экспрессного маршрута № 222, и, в первую очередь, из-за низкой культуры обслуживания. В июне с учетом подобных обращений граждан райисполком отказал индивидуальному предпринимателю Андрею Каспировичу в продлении договора на право осуществления перевозок пассажиров автобусами регулярных маршрутов пригородного сообщения в Прибужье.

По три рейса на маршрутах «Брест – Мухавец» и «Брест —  Франополь» не осуществили ИП Шиханцов и ООО «ЭрфолдТранс». Остальные перевозчики совершили по одному срыву рейсов.

Кроме того, с начала года ТИ составлено 6 актов по выявленным нарушениям перевозчиками законодательства в области транспортной деятельности. Несколько утешает тот факт, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение на 63%. Однако до сих пор не изжиты факты провоза пассажиров сверх нормы, установленной заводом-изготовителем автотранспорта. И на них приходится 4 акта. По-прежнему  практикуется продажа проездных билетов вне остановочного пункта маршрута, во время движения. Не соблюдается также установленный режим труда и отдыха водителей.

Что касается нарушений Правил дорожного движения,  то их выявлено в первом полугодии 24. Снижение на 25%, но самоуспокаиваться не приходится. Судите сами. 11 фактов превышения установленной скорости движения, 4 — управление транспортным средством с непристегнутым ремнем безопасности и 3 — проезд на запрещающий сигнал светофора!

— Как реагирует местная власть на подобную «махновщину» перевозчиков?

— Отделом экономики райисполкома в феврале проведено общее собрание перевозчиков частной формы собственности, которые осуществляют свою деятельность на маршрутной сети Прибужья. Проведена разъяснительная работа по безусловной обязанности выполнения норм транспортного и налогового законодательства, ПДД.

(Окончание. Нач. на 9-й стр.)

Определено, что с 1 марта выявленные в течение календарного года факты нарушения ими указанных норм повлекут после второго случая вызов на комиссию райисполкома по контролю за выполнением автомобильных перевозок. Третье штрафное очко чревато расторжением райисполкомом договора на осуществление перевозок в одностороннем порядке.

Примечательно, что ужесточение ответственности перевозчиков вплоть до самых суровых мер  в целом ими одобрено.

— Тем не менее, за январь-июль текущего года по вопросу транспортного обслуживания в адрес райисполкома и райсовета зарегистрировано 34 обращений граждан. Что их волнует? Чем они недовольны? Есть ли конструктивизм в письмах и звонках людей? Из какого сельсовета больше всего поступает заявлений и обращений по поводу транспортной работы пассажироперевозчиков?

— Статистика свидетельствует, что 35% звонков и писем по этой тематике дал Чернинский сельсовет. И 26% — Мухавецкий. Интересным является факт, что 11 обращений, которые поступили из Черней, а это каждое третье, касалось работы маршрута №777.      

Как известно, «три семерки» работали в условиях острой конкуренции с городским экспрессным маршрутом № 7 «Варшавский рынок – аг.Черни». Чего греха таить, с обеих сторон фиксировались нарушения при осуществлении перевозочного процесса. Обращения к руководству КТУП «Брестгортранс» с требованием упорядочить работу на этих маршрутах не давали результата либо эффект был кратковременным.

По заявлению перевозчика работа «трех семерок» была прекращена с 1 декабря прошлого года без указания на то конкретных причин. С 29 марта КТУП «Брестгортранс» продлил городской маршрут экспрессного сообщения № 7 до деревень Б.Курница (ежедневно по 24 рейса) и Б.Косичи (по 17 рейсов в день). Расписание движения подвижного состава на маршруте составлено с учетом мнения жителей деревень сельсовета, высказанного на сходах граждан. 

Работа частного перевозчика на экспрессном маршруте «Брест – д.Збироги» отменена с 1 февраля по причине крайне низкого пассажиропотока. Конкурсы по данному маршруту, которые назначались на 10 февраля и 10 марта, не состоялись из-за отсутствия претендентов.

Что касается ситуации по Мухавецкому сельсовету, то здесь также дважды объявлялись, но признавались несостоявшимися конкурсы на перевозки по маршруту «Брест – д.Заболотье». Причина — отсутствие конкурсных предложений.

В настоящее время жители деревни Закий обслуживаются пригородным маршрутом  «Брест – Подлесье», который выполняет ОАО «Брестский автобусный парк». Отправление с автовокзала осуществляется три раза в неделю по два оборота в день. Таким образом, в расчете за семь дней совершается 12 рейсов при социальном стандарте не менее 8 рейсов в неделю.

Кроме того, Закий находится в зоне охвата автобусной остановкой деревни Заболотье (2,3 км при нормативе до 3,0 км). Поэтому социальный стандарт транспортного обслуживания населения на этом направлении обеспечен в полном объеме.

Кстати будет заметить, что на совместном заседании комиссии по координации пассажирских перевозок и комиссии по безопасности дорожного движения городского исполнительного комитета, состоявшемся 29 июня, рассмотрен вопрос о продлении городского маршрута экспрессного сообщения № 23 до деревни Закий. Но вынесено решение: оставить его без изменений, продление невозможно из-за плохого качества дорожного покрытия. 

Транспортное обслуживание членов садового товарищества «Радуга» осуществляет ОАО «Брестский автобусный парк» на городском автобусном маршруте № 45 «Газоаппарат – с/т «Радуга». Автобусы на нем выполняют перевозки пассажиров по  сезонному расписанию: с апреля по ноябрь, делая ежедневно 4 оборота в день, в том числе в летние месяцы – 7.

По информации экономической службы автопарка, средняя окупаемость маршрута за сезон доходами по тарифам составляет 59%. Даже с учетом субсидий городского бюджета маршрут является убыточным.  В целях экономии средств местного бюджета дальнейшее наращивание нерентабельной транспортной работы на маршруте № 45 является нецелесообразным. Помимо этого, не всегда поддерживаются удовлетворительные дорожные условия в районе садовых товариществ. А также не оборудованы остановочные пункты возле кладбища деревни Каменица-Жировецкая, в поселке Мухавец при выезде в сторону деревни Каменица-Жировецкая. Нет его и в деревне Вулька-Заставская, садовом товариществе  «Березовая роща» на Ковельском шоссе в сторону поселка Мухавец.

 — Жители деревни Тельмы-1 неоднократно обращались  в самые различные инстанции с предложением пересмотреть работу  транспорта на автобусном маршруте №6.

 — На наш запрос по этому поводу горисполком проинформировал, что продление городского автобусного маршрута № 6 в ближайшее время не планируется по причине отсутствия в деревне Тельмы-1 благоустроенного конечного пункта и объектов санитарно-бытового обслуживания для водительского состава.

Что касается строительства троллейбусной линии до торгового центра «МАРТИН» в районе этого населенного пункта, то оно будет продолжено при условии соответствующего финансирования, которое бюджетом на 2017 год не предусмотрено.

На сегодняшний день через Тельмы-1 следует городской регулярный автобусный маршрут № 32 (35 рейсов в неделю) и маршрут экспрессного сообщения № 6 с интервалом движения в часы «пик» — 10 минут, а в межпиковое время – до 15 минут.

Учитывая, что деревня Бульково находится в зоне охвата автобусной остановкой «Поворот Хабы» (2,3 километра от магистрали М1/Е30 при нормативе до 3 км) выполнение указанного социального стандарта здесь обеспечено в полном объеме. Так, как через остановку проходит пассажирский транспорт двух автобусных парков и подвижной состав перевозчиков частной формы собственности. С 7 апреля открылся сезонный маршрут «Брест – д.Бульково» (16 рейсов в неделю).

На маршруте «Брест – Щебрин» выполняется три оборота (6 рейсов) ежедневно. В связи с обращением граждан с 14 июня отправление последнего рейса из Щебрина перенесено с 18.10 на 19.10. Но  по статистике в среднем за рейс автобус перевозит всего 11-15 пассажиров. Окупаемость затрат выручкой не превышает 30%. Считаем экономически нецелесообразным увеличение на данном маршруте количества выполняемых рейсов, так как рост убыточной транспортной работы приводит к увеличению финансовой нагрузки на районный бюджет.

— Практика подтверждает, что перевозочный процесс не может быть застывшим, раз и навсегда устоявшимся. Ему, думается, свойственны эксперименты и новизна подходов к формированию оптимальной маршрутной сети…

— Согласен. К примеру, в ответ на обращения граждан Домачевский сельисполком осенью прошлого года ходатайствовал перед райисполкомом об организации дополнительного экспериментального маршрута «Брест – д.Богданы». Прошло время, эксперимент признан успешным, маршрут переведен в регулярный режим работы: 6 рейсов в день. Или, скажем, в связи с аналогичной просьбой Радванического сельисполкома в июне добавлен дополнительный экспериментальный рейс в вечернее время на маршруте экспрессного сообщения «Брест – Франополь», который отправляется  ежедневно в 20.20 с автовокзала областного центра. Салон, как правило, редко когда полупустым бывает.

А вот совсем свежие примеры. Для удобства доставки жителей в районную поликлинику открыт экспериментальный экспрессный маршрут «Нехолсты – Б.Мотыкалы – Брест (ч/з Речицу)». Маршрутки по нему пошли с 7 июня.  Да, пока идет своего рода, как говорят автомобилисты, «накатка» маршрута. Но он, надеемся, будет востребован в полном объеме уже в самое ближайшее время.

Изменено с 22 июня исключительно в интересах местного населения направление следования маршрутного такси пригородного сообщения № 203 «Брест – д.Новосады». Маршрутка сейчас осуществляет заезд к магазину райпо в деревне Дубок.

Признано целесообразным на дачный период увеличить число рейсов, сократив интервал движения на городском экспрессном маршруте № 20 «Областная больница – д.Тюхиничи», который проходит через Клейники и Скоки.

Как видите, и власти, и соответствующие службы стараются идти навстречу людям  в их больших и малых просьбах. Буквально на днях, в понедельник, изменилось расписание движения маршрутного такси № 205 «Брест – Остромечево». Утреннее время отправления с агрогородка перенесено на 6.40. Уверен, на работу в Брест уже никто не опоздает!

Интервью провел Григорий ЯРОМЧИК

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!