ПО ЗОВУ СВОЕГО СЕРДЦА выбрал профессию авиадиспетчера Валерий Корольчук | Заря над Бугом

ПО ЗОВУ СВОЕГО СЕРДЦА выбрал профессию авиадиспетчера Валерий Корольчук

01Кто из нас в детстве не мечтал о небе? Валерий Корольчук – один из немногих, кто сумел воплотить детскую мечту в жизнь. Он стоял у истоков становления Брестского аэропорта, что расположен на территории  Тельминского сельсовета. Около сорока лет Валерий Константинович проработал в службе управления воздушным движением Брестского  филиала РУП «Белаэронавигация».

В том, что он свяжет свою жизнь с авиацией, Валерий Корольчук был уверен с ранних лет. Как зародилась эта тяга к небу и его железным птицам, он уже точно и не помнит. Возможно, она проникла в его сердце, когда мальчишкой впервые увидел золотые поля родного Пружанского района из иллюминатора АН-2, в простонародье – «кукурузника». В местном хозяйстве имелось несколько таких крылатых машин для химобработки земли. Аэродром сельхозавиации был одним из любимых уголков детства Валерия Константиновича.

Шли годы, приближались выпускные экзамены. Когда настало время дальнейшего самоопределения, он без сомнения выбрал Рижское летно-техническое училище гражданской авиации. Его нисколько не смутило, что попасть туда стремились ребята со всего Советского Союза, конкурс на одно место шел на десятки желающих. Валерий не привык отступать перед трудностями – характер у него такой. Не раз приходилось зажимать волю в кулак и в годы студенчества – как оказалось, поступить в лучшую в СССР летную школу – еще ползадачи. Высокие требования преподавателей, строгая дисциплина и постоянная работа над собой ожидали на протяжении четырех лет будущих авиадиспетчеров. Условия в училище были как в армии: жили в казармах, перемещались строем, никаких самовольных отлучек. Валерий осваивал специальность «управление воздушным движением», а в довесок – «штурманское самолетовождение», так что довелось ему полетать на самолетах АН-24. Этот опыт оказался неоценимым в  жизни. Не почувствовав, какого это за штурвалом в небе, на земле диспетчеру сложно, считает он.

Училище Валерий окончил с красным дипломом. После него с закрытыми глазами, на звук, мог определить, какое воздушное судно приземляется или идет на взлет. А вскоре и пришлось применить полученные знания в деле. Попав по распределению в Брестский аэропорт, который к моменту его прихода – в 1977-м  – действовал всего год, времени на раскачку у него не было. Неделя практики – и вперед за пульт управления. В новоиспеченной воздушной гавани катастрофически не хватало дипломированных работников, основу штата составляли военные летчики, ушедшие на пенсию. Валерий Корольчук, Анатолий Малиновский, Василий Шило, Михаил Жук – первые специалисты гражданской авиации аэропорта, которые трудятся здесь и по сей день.

Главная обязанность диспетчера состояла в том, чтобы обеспечить безопасные интервалы между воздушными судами при заходе на посадку и взлете. Непростая эта была задача: увидеть метку на экране локатора, особенно если непогода вносила свои помехи, оперативно рассчитать скорость, направление движения, эшелон воздушного судна. Ювелирная точность требовалась при разводке одновременно нескольких машин – а в советские годы жизнь в воздушной гавани кипела.  Валерий Константинович до сих пор помнит, как тряслась рука, когда он нес свое первое дежурство у пульта. У диспетчера нет права на ошибку. Работа же не раз проверяла на прочность.

– В 90-х годах нужно было произвести эшелонирование по горизонтали и вертикали одновременно 13 воздушных судов. Десять вылетали с аэродрома «Кобрин», три – приземлялись, – вспоминает непростой случай из практики Валерий Константинович. – А ближе к 2000-м годам у нас совершала остановку малая легкомоторная авиация, направляющаяся на авиационное шоу. Один за одним в аэропорт заходили на посадку 16 воздушных судов. Их нужно было обеспечить радиосвязью, интервалом, метеоинформацией, освободить каждому полосу.

За годы работы Валерий Константинович прошел все ступеньки профессионального роста: был диспетчером руления, старта, посадки, круга, подхода. После того, как поступил на заочное отделение Академии гражданской авиации в Ленинграде, его назначили руководителем полетов — начальником смены службы управления  воздушным движением. К слову, учеба в этом сильнейшем вузе СССР – еще одно важное испытание на жизненном пути Валерия Корольчука. Требования к абитуриентам были настолько высоки, что даже Валерий Константинович – отличник по жизни – смог одолеть вступительные экзамены только со второй попытки. Довелось ему несколько лет поработать и заместителем начальника Брестского аэропорта, правда, недолго – экран пульта управления, общение с пилотами оказались ближе «кабинетных» дел. За успехи в работе он неоднократно награждался грамотами рай- и облисполкома, Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Судьба Валерия Константиновича тесно переплетена с историей Брестского аэропорта, он является свидетелем того, как менялся его облик. Филиал «прирастал» новыми зданиями, аэровокзалом, современными локаторами, радиотехническими средствами, навигационным оборудованием. С годами ужесточились и требования к авиационным профессионалам. Теперь они обязаны владеть английским языком не ниже 4-го уровня по шкале ИКАО, или Международной организации гражданской авиации. В первую очередь это касается руководителей полетов. Валерий Константинович решил, что на его веку уже хватит учебы, да и пора уступать дорогу молодым специалистам. Вот уже пять лет, как он сложил свои полномочия. Сегодня он простой диспетчер управления воздушным движением, а по совместительству – инспектор по безопасности полетов. Как отметил начальник Брестского филиала РУП «Белаэронавигация» Михаил Скробко, большую работу Валерий Константинович выполняет и при практической подготовке вчерашних выпускников Белорусской государственной академии авиации – единственной на сегодняшний день в стране кузнице авиационных кадров. Кстати, за последние три года в филиал пришли три девушки, которые не побоялись освоить профессию авиадиспетчера, до недавних пор считавшуюся сугубо мужской.

– Нашу профессию следует выбирать не по рекомендации родителей или друзей, а по зову своего сердца. Авиацию нужно любить, иметь стремление к ней, не зависимо от того, каким именно специалистом в этой области ты решил стать. И второе – ответственность и еще раз ответственность. Ошибка в гражданской авиации, как и у саперов, может быть только один раз, – уверен Валерий Корольчук.

За этими словами – десятилетия труда, багаж опыта и преданность небу…

Алеся ПАШКЕВИЧ

Фото автора

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!