Потребитель, знай свои права! | Заря над Бугом

Потребитель, знай свои права!

Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг, все мы являемся потребителями. И, к сожалению, никто из нас не застрахован от приобретения некачественной продукции. Что делать, если вы обнаружили в купленном товаре скрытые дефекты? Как защитить свои права потребителя? Разобраться в  этих вопросах читателям «Зари над Бугом» поможет заместитель начальника управления торговли и услуг Брестского облисполкома Вадим УГЛЯНЕЦ.

— Подскажите, что делать, если купленный товар оказался с браком?

— В соответствии со статьей  20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар  ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

— замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

— соразмерного уменьшения покупной цены товара;

— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

— возмещения расходов по устранению недостатков товара.

    Также потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Кстати, вернуть товар ненадлежащего качества можно без потребительской тары (упаковки). Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, тоже не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени ее проведения потребитель должен быть извещен в письменной форме. Если будет установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

— А если покупатель приобрел какую-либо вещь необдуманно или поспешно, он может ее вернуть и в какой срок?

— Потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества (за исключением товаров, которые входят в перечень не подлежащих обмену и возврату). Вернуть товар можно, если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если сделать это незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать 7 дней.

— К сожалению, встречаются и недобросовестные продавцы. Вадим Леонидович, куда обращаться, если ущемляются права покупателя?

— Для защиты своих интересов потребитель может обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства (совершения покупки). В случае несогласия с ответом на обращение – в управление торговли и услуг Брестского облисполкома. Также можно обращаться в общественные объединения потребителей, где бесплатно консультируют по вопросам защиты прав потребителей, и  в суд с исковым заявлением.

При этом, согласно действующему законодательству, до подачи соответствующего заявления в местный исполнительный и распорядительный органы или в суд потребитель должен направить в адрес продавца (исполнителя) претензию в письменном виде с указанием конкретных требований.

В соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

— Интернет все больше входит в нашу жизнь. Очень удобно делать покупки, сидя в любимом кресле. Что нужно знать, чтобы максимально обезопасить себя от некачественной продукции и нерадивых продавцов интернет-магазинов?

—  Каждый интернет-магазин имеет своего владельца — компанию или индивидуального предпринимателя, который юридически и является продавцом. В добросовестном интернет-магазине, которому можно доверять,  должны быть опубликованы:

— наименование организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, адрес сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию);

— время работы магазина;

— дата внесения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь;

— наименование товара;

— наименование, место нахождения изготовителя и импортера (при наличии);

— установленные гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения);

— цена товара;

— наличие товара в продаже;

— срок доставки товара, цена и условия оплаты доставки.

    Если  вы решили приобрести товар в интернет-магазине, обязательно сохраните данные об интернет-странице, на которой размещена информация о продавце и выбранном товаре.

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!