Православие: снова к истокам | Заря над Бугом

Православие: снова к истокам

Знаменательная дата ожидает всех представителей восточнославянского мира – 1025-летие Крещения Киевской Руси. Именно столько лет прошло с тех пор, как на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева свершилось одно из важнейших духовно-культурных событий, значимость которого невозможно переоценить и по сей день. Ведь именно тогда зародилась восточнославянская Православная цивилизация, объединившая под своими крыльями целые народы

С просьбой прокомментировать это эпохальное событие с точки зрения культуры и ответить на волнующие вопросы корреспондент «Зари над Бугом» обратилась к кандидату филологических наук, доценту кафедры теории и истории русской литературы БрГУ им. А. С. Пушкина Марии Ивановне Шелоник.

— Мария Ивановна, какие причины подтолкнули Великого князя Владимира в качестве единой государственной религии для Киевской Руси выбрать православие? И как это происходило?

— Как известно, Киевская Русь возникала постепенно из объединения племен, которые князья, как правило, огнем и мечом собирали под своим началом. Это были племена язычников, которые поклонялись своим идолам, продолжили они это делать и в составе развивающегося государства – Киевской Руси. Но в конце Х века централизация княжеской власти на древнерусских землях потребовала введения единой государственной религии. Оплотом православия в то время была могущественная и богатая Византия, союз с ней обещал Киевской Руси укрепление авторитета, военный и экономический рост. Чтобы заключить такой союз, Владимир должен был жениться на сестре византийского императора Анне, а для того, чтобы брак считался законным, киевскому князю необходимо было принять православие. Таким образом, выбор религии был обусловлен и политической перспективой. Византии также было выгодно сотрудничество с Киевской Русью: в лице князя Владимира византийский император Василий II нашел союзника в борьбе с врагами, кроме того, такой договор обеспечивал безопасность северных границ.

Первым восточнославянским источником, где говорится о крещении Киевской Руси, является «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В этом произведении содержится предание, которое иначе отражает выбор Великим князем православия в качестве единой государственной религии. Согласно летописи, до крещения князь прошел «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Более других понравилась Владимиру проповедь греческого философа, который изложил правителю основы Библии. Бояре и старцы посоветовали князю, прежде, чем принять окончательное решение, отправить послов в разные страны посмотреть, как у них проходит богослужение. Красота храма и великолепие православной службы поразили послов в Царьграде: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…» («Повесть временных лет»).

Нужно отметить, что разные источники называют различные причины, побудившие принять именно православие. Не будем углубляться далеко в историю, главное, что крещение свершилось, и в конце лета 988 г. Владимир собрал киевлян на берегу Днепра, и византийские священники крестили народ в реке. Это событие вошло в историю как Крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях. Крещение преобразило и самого Владимира: суровый воин, у которого было 6 жен и около 800 наложниц, не препятствовавший ранее языческим обрядам, которые порой не обходились без человеческих жертв, искренне принял учение Православной Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Дальнейшее правление князя Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Благодаря княжеской поддержке стали строиться и украшаться храмы, была создана первая школа, началась подготовка православного духовенства.

— Скажите, а до князя Владимира в Киевской Руси знали или слышали о православии?

— Да, люди и до крещения знали о существовании христианства. В «Повести временных лет» есть сведения о том, что на территории Киевской Руси проживали православные иноземцы. Кроме того, в 954(5) году крещение приняла княгиня Киевская Ольга – бабка Владимира. А самые ранние известия о христианстве проникли на древнерусскую землю благодаря святому апостолу Андрею Первозванному. Все эти случаи стали предпосылкой, подготовившей величайшее событие в истории восточнославянского народа – Крещение Руси.

— А как древнерусский народ отнесся к новой вере, ведь их предки были язычниками?

— Конечно, не все приняли новую религию сразу же и беспрекословно. На некоторых землях христианизация и уничтожение древних языческих капищ, идолов встречали яростное сопротивление народа и жречества. Однако лояльность и преданность своему делу первых христианских священников способствовали утверждению православия на русских землях. Но еще долгое время в Киевской Руси существовало двоеверие (религиозный синкретизм) – переплетение христианских традиций с языческими, что отражено в народном фольклоре и памятниках письменности (например, в «Слове о полку Игореве»).

— Мария Ивановна, какие последствия имело крещение Киевской Руси для славян?

— Христианство содействовало проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции на русские земли. Это, в свою очередь, благоприятно отразилось на общем развитии культуры Киевской Руси. Искусство, архитектура, живопись, образование свои первые шаги сделали в лоне церкви. Особое значение имело распространение книжной традиции и кириллического письма. Уже полвека спустя после принятия крещения увидело свет выдающееся «Слово о законе и благодати» (написано между 1037-1050 гг.), автором которого является первый русский митрополит Иларион, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. В этом произведении выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «благодати и истины», полученных во Христе. При Ярославе Мудром, сыне Владимира, значительный размах приобрели создание школ и переводческое дело, а его внук Владимир Мономах прославился не только как мудрый правитель, но и как культурный деятель, писатель. Первые священнослужители на землях Киевской Руси  прибыли с князем Владимиром из Византии, но вскоре появилось и русское духовенство.

— А что Вам известно о становлении православия в Беларуси?

— На белорусские земли православие проникло в конце X века. Первые христиане – Рогнеда и ее сын Изяслав, при котором была основана первая епархия в Полоцком княжестве. Своей покровительницей, небесной заступницей белорусский народ считает Ефросинью Полоцкую, посвятившую жизнь духовному развитию и просвещению родной земли. Подлинным литературным изяществом, духовной силой отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского — талантливого церковного писателя XII века.

Таким образом, христианство закрепило свои позиции и способствовало развитию нашей культуры…

Беседовала Алеся ПАШКЕВИЧ

 

Праздничные мероприятия объединят православные народы

В наши дни прочно установился обычай ежегодно проводить в Киеве заседание Священного Синода Московского Патриархата и совместно праздновать на берегах Днепра День Крещения Руси. Празднование проходит 28 июля (по старому стилю 15 июля) в День памяти равноапостольного князя Владимира. Начиная с 2007 года, торжества, приуроченные ко Дню Крещения Руси, организовывает Международная общественная организация «День Крещения Руси», которая объединяет Беларусь, Россию и Украину.
В этом году празднование Крещения пройдет на международном уровне, официальные мероприятия будут проходить в Москве, Киеве и Минске с 27 по 30 июля. Эпицентром всех событий традиционно станет Киев, ведь именно там произошло первое народное Святое Крещение. Украинская столица готовится принять паломников со всех уголков православного мира, поэтому подготовка к торжеству самая тщательная. Основные мероприятия в Киеве откроются 27 июля молебном в честь Крестителя Руси на Владимирской горке. В тот же день в Киево-Печерской лавре состоится вечернее богослужение, а утром 28 июля – праздничная Божественная литургия.
Главным событием предстоящего торжества станет международный Крестный ход по городам России, Украины и Беларуси, который доставит мощи святого равноапостольного князя Владимира в Киев 27 июля. Святыню в украинской столице встретят Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир и иерархи Поместных Православных Церквей.
Финальным аккордом большого торжества станет праздничный концерт на Крещатике, где в массовом хоровом исполнении прозвучат белорусская, украинская и русская народные песни, которые будут заранее отобраны путем голосования в социальных сетях.
В Беларуси в рамках празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси прошла Международная научно-практическая конференция «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути», которая стала официальным открытием серии торжеств. Форум состоялся в Минске 6 и 7 июня в здании Президиума Национальной академии наук Беларуси и собрал около 450 гостей, среди которых были представители духовенства, ученные и общественные деятели из стран СНГ и Европы. Конференция была проведена по инициативе и благословению Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла, организаторами мероприятия выступили Белорусская Православная Церковь и Национальная Академия наук Беларуси.
Примечательно, что в этом году юбилейные мероприятия, связанные с Днем Крещения Руси, также завершатся в нашей столице. Венцом торжеств станет литургия под открытым небом в Минске, которую возглавит 29 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении представителей братских Поместных Церквей. 29 июля в городе Заславле состоится международный молодежный фестиваль.
В Брестском районе также пройдет серия торжеств, приуроченных православному празднику.
Таким образом, День Крещения Киевской Руси объединит всех представителей восточнославянского мира, способствуя укреплению, расширению духовной и культурной жизни православных людей. Безусловно, отмечать День Крещения Руси в 1025 раз – прямое доказательство единства и нерушимости Православной Церкви.

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!