ПРАЗДНИК ДВОЙНОГО ТОРЖЕСТВА | Заря над Бугом

ПРАЗДНИК ДВОЙНОГО ТОРЖЕСТВА

Троица, а за нею Духов день — с давних пор особенно любимые православными верующими праздники. Любуясь изумрудной зеленью, вдыхая аромат березовых листочков, трав и цветов, которыми убраны наши храмы, мы вновь и вновь вместе с Церковью переживаем непреходящее событие, случившееся на пятидесятый день после Воскресения Христова.

Из книги Деяний святых апостолов мы узнаем, что «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1–4).

Так в очередной раз открылось людям таинственное, непостижимое умом Триединство — Отец, Сын и Святой Дух и родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. В День Пятидесятницы Дух Святый соединил новозаветную Церковь с Церковью Небесной. Поэтому праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Но Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших — Троицкая родительская суббота. Ее стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках.

Об этом обычае упоминает еще Иоанн Златоуст. В «Чиновнике Новгородского Софийского собора (1630-е годы)» есть такое суждение: зелень в конце мая и начале июня — свежая и красивая, вся тварь обновляется, это — период «новолиствия и ликования». Украшая зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве во славу зиждительной силы Животворящего Духа,  а также должным посвящением Ему начатков весны.

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!