Преодоление стереотипов | Заря над Бугом

Преодоление стереотипов

В Бресте состоялся семинар по вопросам информационной стратегии по ВИЧ и СПИДу

На тему профилактики вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) с момента появления этой проблемы, существующей уже три десятилетия, выпущено немало буклетов, брошюр, видеороликов и других материалов, подготовленных в связи с проведением тематических акций. Если исходить из того, что ежегодно к определенным датам вузы, школы, предприятия и организации получают задание провести мероприятие на тему профилактики ВИЧ, понятно, что она отнесена ими в разряд привычных и даже… поднадоевших. Из года в год по различным учреждениям кочуют одни и те же формы профилактической работы. Порой, стремясь насытить информационное пространство большим количеством материалов, те, кто их готовит, не уделяют должного внимания их качеству, забывают о главном принципе «не навреди!»


Против мифов и заблуждений

Об этом и шла речь на семинаре «Развитие партнерства по вопросам информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь», который прошел в Бресте 26 июня. А еще о том, как преодолеть сложившиеся за долгое время стереотипы, уйти при освещении проблемы от мифов и заблуждений, которые отнюдь не способствуют снижению темпов распространения и негативных последствий ВИЧ-инфекции.

Много говорилось и о создании единого информационного пространства, чему, безусловно, поможет представленная на семинаре информационная стратегия по ВИЧ и СПИДу, разработанная в рамках выполнения Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы и призванная поднять информационную работу по профилактике ВИЧ-инфекции, на высокий профессиональный уровень. На семинар были приглашены специалисты управления и отделов идеологической работы облисполкома и горрайисполкомов, журналисты областных, городских и районных газет, представители областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, дизайнеры.

 

Статистика не порадовала

Заведующий отделом профилактики СПИДа областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Леонид Глебко познакомил присутствующих с оперативной информацией о выявлении ВИЧ-инфекции на территории области на начало июня текущего года.

— С начала года в нашей области выявлено 56 случаев ВИЧ-инфекции, — пояснил Леонид Владимирович. – За весь период статистического учета, с 1989 года — 1016. Наибольшее число ВИЧ-инфицированных в Пинске – 460 или 45,3 процента всех случаев, в Бресте – 170 или 16,7 процента, в Барановичах – 78 (7,7 процента), в Лунинецком районе – 55 случаев (5,4 процента). На эти административные территории приходится чуть более 75 процентов всех зарегистрированных случаев. В Брестском районе этот показатель равен 16, с начала текущего года выявлено 2 новых случая. Большинство ВИЧ-инфицированных – это молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет, но есть и старше сорока. Соотношение ВИЧ-положительных мужчин и женщин составляет, соответственно, 62,5 и 37,5 процентов. За весь период наблюдения в области родилось 106 детей от ВИЧ-инфицированных матерей. Диагноз «ВИЧ-инфекция» установлен 9 детям. С рождения такие малыши ставятся на диспансерный учет, проводятся их обследования. Среди людей с ВИЧ-статусом умерло 198 человек, из которых 153, то есть 77,3 процента, были потребителями наркотиков. Введено ежегодное обследование на ВИЧ-инфекцию этого контингента, а также медицинских работников, постоянно имеющих дело с кровью. Кстати, сейчас свежая донорская кровь не переливается, она хранится и исследуется не менее шести месяцев. В области диагноз «СПИД» установлен 135 ВИЧ-положительным лицам, из них 66 уже умерли. Антиретровирусную терапию получают 221 человек, в том числе, пятеро детей.

 

Главное, чтобы «костюмчик» сидел!

Все, в том числе и журналисты, привыкли к штампу «СПИД – чума ХХI века» (сначала, правда, в нем назывался век двадцатый –авт.). Каких только эпитетов не употребляется нами, когда речь идет о ВИЧ и СПИДе! Это и бич, и диагноз смерти, и ужасная болезнь, и смертельный приговор… Как-то не принято было задумываться о том, что используются они чрезмерно часто и уж слишком драматичны, а самое главное – основаны на ошибочных представлениях. Появившись, когда люди еще не знали о причинах и путях распространения ВИЧ, они все еще продолжают нагнетать панику и СПИДофобию.

О том, каких штампов и устаревших представлений стоит избегать при освещении вопросов профилактики ВИЧ, рассказал председатель экспертного совета информационной стратегии, руководитель экспертной группы Сергей Кручинин.

— Как-то увидел в Минске билборд на тему СПИДа с текстом: «Входов много – выхода пока нет», — поделился впечатлениями Сергей Вячеславович. – Такая информация – яркий образчик штампа, вызывающего панику. Как оказалось, изготовлен был плакат в Бресте, а повешен в столице по причине отсутствия социальной рекламы у организации, владеющей рекламным носителем. В ноябре 2010 года, когда мы проводили семинары-тренинги по информационной стратегии, специалист одного из отделов профилактики ВИЧ/СПИДа поделилась историей согласования информационного плаката. Местные специалисты хотели, чтобы на нем был изображен ангел. Когда плакат послали в Минск, ангела не утвердили, а прислали вместо него изображение какой-то «балалайки» — среднеазиатского музыкального инструмента, одновременно похожего на опиумный мак. Так кто же прав в данной ситуации? Ответ получить легко. Достаточно спросить об этом целевую аудиторию, для которой предназначен плакат, что она хотела бы увидеть на нем. Ведь фигуры, то есть целевые группы, для которых «шьем» наш «костюмчик», то бишь, информационную продукцию, совершенно разные. Если говорить образно, то у нас раньше не было лекал по «пошиву» такого рода материалов. Теперь ими могут стать стандарты информационной стратегии.

 

Не бросаться в крайности

Сергей Кручинин рассказал об этих стандартах, и как они действуют. Первый стандарт гласит: публикация фото, видео, мнения или цитаты человека, живущего с ВИЧ, должна быть с ним согласована. Разумеется, он, в первую очередь, находится в плоскости журналистской этики. Представьте, что интервью с ВИЧ-положительным человеком получилось отличным. Было взято устное согласие на его публикацию. Однако после выхода материала появились люди, которые заявили ему, мол, тебя подставили, все будут на тебя показывать пальцем… Настроение героя вашего материала меняется, и он начинает предъявлять претензии. А если бы он видел публикацию перед ее выходом и поставил свою подпись, то и ответственность за последствия этого шага осознавал бы куда лучше.

Стандарт № 2 запрещает в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать ВИЧ-статус человека без его письменного согласия. Также при публикации статистических данных по ВИЧ и СПИДУ обязательна ссылка на официальный источник. Четвертый стандарт не позволяет рассматривать в информационных материалах ВИЧ-инфекцию как заболевание, не требующее изменения образа жизни. К примеру, слоганы в духе «СПИД-убийца» неверно отражают ситуацию. Получая необходимое лечение, с таким заболеванием можно прожить долго, а родители с ВИЧ в состоянии родить здорового малыша. Но бывает, что впадают в другую крайность, в неуемный позитив, представляя ВИЧ-инфекцию как обычное заболевание: «Принял таблетку и порядок!». Так создается опасная иллюзия, что менять ничего в жизни не нужно.

 

Обойдемся без скелетов и гробов

Не стоит публиковать изображения, иллюстрирующие технологию приготовления и употребления наркотиков, что вполне может лишь вызвать устойчивый интерес и любопытство у детей и подростков. Сегодня в публикациях все еще употребляются стереотипы: «ВИЧ – удел гомосексуалистов», «все цыгане – распространители наркотиков», «богема – среда беспорядочных половых связей, а, значит, и ВИЧ» и т.д. Выпускать статьи, где вина за распространение ложится на какую-то социальную или этническую группу – означает снижение уровня личной гражданской ответственности. У людей, не причисляющих себя к этим группам, может возникнуть ложное чувство безопасности.

Недопустимо рассматривать ВИЧ-инфекцию как способ приобретения неких жизненных благ. Вот фраза из информационного сюжета: «Если бы у меня не было ВИЧ, я бы не посетил разные страны, не приобрел столько друзей». А как к этому может отнестись ВИЧ-положительный человек из сельской местности? Как воспримут обычные люди, не имеющие возможности путешествовать? Есть также целый ряд выражений, использующихся в информационных материалах и несущих в себе некорректную терминологию. Это все о той же чуме, смертельном приговоре и прочем. Десятый стандарт, в котором об этом идет речь, в первую очередь, адресуется СМИ и носит рекомендательный характер.

Конечно, стереотипы не исчезают по мановению волшебной палочки. Это легко обнаружить по таким, казалось бы, правильным профилактическим мероприятиям, как конкурсы детских плакатов, сочинений на тему борьбы со СПИДом, которые демонстрируют обилие гробов, скелетов, черепов, окровавленных шприцев и других атрибутов, давно ставших штампами. А ведь на самом деле символы смерти вызывают панику и СПИДофобию, заставляет ВИЧ-положительных людей думать, что от них мало что зависит. Это, в свою очередь, отнюдь не снижает распространение ВИЧ и только затрудняет проведение эффективной профилактики.

Под руководством консультанта по проведению обучения специалистов по информационной работе в сфере профилактики ВИЧ/СПИД Александра Пересыпкина и координатора ресурсного центра информационно-образовательной деятельности Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Дмитрия Олехновича участники семинара перешли к практической его части. Также они сделали попытку ответить на вопрос, какие меры могут привести к тому, что качественных публикаций по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДА станет больше.

 

Алла КОВАЛЕВА

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!