Профессор Михаил Стрелец: «Белорусское общество созрело для смешанной избирательной системы»

Профессор Михаил Стрелец: «Белорусское общество созрело для смешанной избирательной системы»

Профессор Михаил Стрелец: «Белорусское общество созрело для смешанной избирательной системы»

Сейчас наша страна готовится к Шестому Всебелорусскому Народному Собранию. На мой взгляд, этот форум должен принять конкретные решения по ряду вопросов.

Насущный вопрос сегодня это совершенствование избирательной  системы. Предлагаю ввести смешанную избирательную систему на выборах депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов областных, районных, городских Советов. Считаю, что белорусское общество созрело для сочетания  пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Мы, граждане Беларуси, всегда имели и пока имеем дело только с мажоритарной избирательной системой.

В любом учебнике можно прочесть такие определения указанных систем:

«Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Пропорциональная избирательная система — порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов».

Здесь важно подчеркнуть один нюанс. При пропорциональной системе в абсолютном большинстве случаев устанавливается  процентный барьер. Я однозначно выступаю за то, чтобы он отсутствовал в Беларуси. Одна половина депутатов должна стать результатом действия мажоритарной системы, другая — пропорциональной. Это же надо распространить и на белорусских сенаторов. Правда, их число следует увеличить до 70, каждая область и город Минск  будут делегировать в Совет Республики Национального Собрания РБ по 10 человек.

Что нам даст введение смешанной избирательной системы?

Получит  весьма ощутимый толчок развитие институтов гражданского общества в Республике Беларусь. Чётко обозначатся качественные сдвиги в партийном сегменте политической системы. Становятся неизбежными организационная перестройка политических партий, их идейное обновление, поиск оптимальных тактических вариантов. Партийные лидеры оперативно идут на резкое увеличение количества организационных структур как по вертикали, так и по горизонтали. Появление всё новых и новых городских и районных отделений партий будет сопрягаться с их беспрецедентным хождением в народ. Действуя на поле острейшей конкуренции, партии стремятся существенно расширить свой электорат за  счёт реализации сформулированных ими жизнеспособных проектов, соответствующих национальным интересам государства.   

Электорат судит о партии, следя за депутатами, которые её  представляют. Любая парламентская партия при смешанной системе имеет больше возможностей улучшить и свой имидж, и имидж парламента. Главная возможность: участие депутатов от партии в расширении правового поля родного государства. Эти депутаты действуют весьма оперативно, когда возникает  необходимость внесения поправок в разрабатываемые профильной комиссией парламента законопроекты. Комбинация двух избирательных систем предопределяет прямой выход парламентариев на местную вертикаль. Парламентарии постоянно держат руку на пульсе, когда местная вертикаль по их же инициативе подключается к законотворческой деятельности, когда она наполняет принятые законы реальным содержанием. Естественно, чем выше качество принимаемых законов, тем выше авторитет у парламентской партии. Последняя предъявляет при этом самые высокие требования председателям областных, городских, районных исполнительных комитетов.

Парламентские партии добиваются сокращения дистанции между простыми людьми и представителями власти. Не будет ни одного социального слоя, ни одной социальной группы, которые не стали бы предметом их мониторинга. Парламентские партии быстрее, чем государство улавливают настроения подобных слоёв и групп. Об этом свидетельствуют предвыборные программы данных партий,  их массовая политическая работа.

Благодаря смешанной системе в парламенте будут представлены все части политического спектра, в том числе и оппозиция. Оппозиция была представлена только в Палате представителей НС  второго и шестого созывов. Высший орган законодательной власти будет неизменно отличаться наличием профессионалов, как защищающих власть, так и дистанцирующихся от власти.

Очевидно, что после принятие новой Конституции РБ будет обретать реальные очертания новая политическая система.  При смешанной избирательной системе она не станет огораживаться китайской стеной от старой политической системы. Можно смело прогнозировать преемственность. Нелишне напомнить, что при смешанной системе выборов мажоритарная избирательная система никуда не исчезнет.   Вполне возможно, что на ближайших выборах в парламент найдётся партия, которая уверенно победит в мажоритарных округах  и будет формировать высший орган исполнительной и распорядительной власти в РБ, не имея потребности в коалиционном партнёре. Конечно же, здесь сработает вариант стабильного правительства.

Михаил Стрелец

comments powered by HyperComments

nadbugom

Related Posts

Create Account



Log In Your Account



ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!