«Просроченным товаром не торгуем!» | Заря над Бугом

«Просроченным товаром не торгуем!»

Облпотребсоюз организовал семинар-совещание на базе Брестского райпо, чтобы этот лозунг стал железным правилом

Тема для областного семинара-совещания, прошедшего 5 июня в деревне Тельмы, была определена самая, что ни на есть, для торговли актуальная и злободневная. Шел разговор о мерах предпринимаемых для того, чтобы на прилавок не попадали продукты с истекшим сроком годности. Своим опытом в решении данной проблемы с председателями правления районных потребительских обществ и их заместителями по торговле, съехавшимися на семинар со всей области, поделились работники Брестского райпо.

Только самые экстренные меры

Руководствуясь, народной мудростью про то, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, организаторы мероприятия предложили его участникам посетить три совершенно разных торговых объекта райпо. Здесь они воочию смогли убедиться, как организована работа с граневыми сроками годности товаров, что предпринимается для того, чтобы в продаже находились только качественные продукты. А после этого состоялся обстоятельный, критический обмен мнениями.

Первым делом участники семинара наведались в магазин «Родны кут», что в Вычулках, открывшийся в феврале текущего года. Был здесь магазин и раньше, но находился он в старом здании и, конечно, ни по одному параметру не мог сравниться с новой торговой точкой, где объем продаж за минувший месяц составил 270 млн рублей. Кстати, в магазине установлены два терминала для осуществления безналичного расчета.

— Сегодня здесь трудятся четверо продавцов, которые постоянно ведут журнал учета товаров по срокам годности, — пояснила ведущий товаровед Брестского торгового предприятия Надежда Тарасова. – За каждым видом продукции, будь то молоко, овощи, фрукты, хлеб и прочее, закреплен определенный работник. Проще говоря, у каждого из них «свои» полки, за которые они несут персональную ответственность, в том числе и за то, чтобы не появлялся просроченный товар. Если в магазин привозят продукты, у которых срок годности уже истек на две трети, они просто не принимаются, либо договариваемся с поставщиком о неких дополнительных условиях. Для своевременной реализации особо скоропортящихся продуктов здесь всегда принимаются самые экстренные меры.

 

Уценить? Переместить? Вернуть?

Как отметил заместитель председателя правления облпотребсоюза по торговле и общественному питанию Дмитрий Глушинский, такой товар срочно перемещается в другие торговые точки с более высоким товарооборотом, где значительно больше шансов его продать, либо производится его уценка, либо осуществляется возврат поставщику. Уценяется товар, срок хранения которого на исходе, комиссионно. Поэтому крайне важно постоянно отслеживать граневые сроки годности, чтобы своевременно сообщить о назревающей проблеме экономисту по ценам. По его мнению, есть в этом вопросе еще масса нюансов. К примеру, продавцы должны знать, как правильно сделать выкладку товара: таким образом, чтобы ранее поступивший продукт «ушел» к потребителю в первую очередь.

Документации, как выяснилось, требуется довольно много, приходится вести сразу четыре журнала: мониторинга товара, его перемещения, его уценки, а также – учета звонков экономисту по ценам. Хлопотно, конечно, но только так можно избежать появления на полках продукции с истекшим сроком годности. А еще таким образом обретается прозрачность в вопросе наличия вины торговых работников в том, что в магазине появился просроченный товар. То есть, становится ясным, все ли меры ими были своевременно приняты, чтобы этого не случилось.

Как и в магазинах других торговых фирм, здесь тоже нередко проводятся акции, во время которых товары продаются по сниженным ценам. Но это не имеет абсолютно никакого отношения к граневым срокам годности.

 

Чтобы «плюс» перекрыл «минус»…

Ну, а что делают с товаром, если указанный срок все же истек? И в складском помещении магазина и в холодильнике есть особые полки, обозначенные красным маркером… Нет, их помещают туда не затем, чтобы потом продать по сниженным ценам, такое запрещается категорически. Это особые места, где хранятся просроченные продукты до их утилизации или возврата поставщику.

У участников семинара после увиденного возникло немало вопросов. Их, к примеру, интересовало, кто в ответе за товар, если один из работников в отпуске или на больничном, доколе за просроченные продукты будут платить из своей зарплаты торговые работники… На каждый из поступивших вопросов первым заместителем председателя Брестского райпо Аленой Гончарук были даны четкие ответы.

— Для поощрения работников торговли, которые следуют разработанным райпо рекомендациям, для тех, у кого отсутствуют просроченные товары, внедряется поквартальная система поощрения, — добавила Алена Сергеевна. – Так что вполне реально, чтобы этот «плюс» перекрыл существующий «минус».

А задачи у всех одни…

У Елены Малашени, продавца 5-го разряда магазина райпо в д. Ямно, где побывали участники семинара, особая специфика труда: она здесь единственный работник, а потому все должностные обязанности, о которых говорилось выше, и ответственность за их выполнение – на ней.

— Магазин обслуживает 255 сельчан, — пояснила Елена Михайловна. – Объем каждого вида заказываемых продуктов небольшой. Я уже успела хорошо изучить покупательский спрос жителей Ямно, потому знаю потребности каждого. Это помогает реализовывать товары с граневыми сроками годности своевременно.

Следующим объектом посещения стал магазин «У дома», который находится по адресу: г. Брест, ул. Московская, 336. Он городской не только по месту своего расположения. Здесь вполне современное торговое оборудование, внедрена компьютерная система учета и отслеживания сроков годности товаров. Возглавляет этот коллектив опытный завмаг – Екатерина Лех. Ее высокая квалификация дает возможность выполнять авс-анализ товарных запасов магазина, что позволяет выявить объекты, требующие первостепенного внимания. Екатерина Константиновна подробно рассказала об этом трудоемком процессе и о том, какие возможности он открывает.

 

«Не давите на продавца!»

При обсуждении увиденного на торговых объектах, председатель правления Брестского райпо Николай Чуйко заверил, что работа в этом направлении продолжится, а главное внимание по-прежнему будет уделяться человеческому фактору и выработке железного правила: «Просроченным товаром не торгуем!».

— Мы посетили три типа магазинов и ознакомились с условиями отслеживания сроков годности товаров в них, — отметила заведующая сектором отдела организации торговли облпотребсоюза Ирина Шуляк. – До всех доведены необходимые нормативные акты, на которые стоит опираться в этой работе. Однако проверки показали, что с ведением документации есть определенные проблемы, в связи с чем было проведено обучение работников по всем наиболее значимым вопросам.

Начальник управления торговли и услуг Валентина Хандошко выразила беспокойство: как бы принятые документы и директивы так и не остались бумагой. Ее интересовало, сколько же товаров с истекшим сроком годности реально выявлено и уничтожено. По ее мнению, главное заключается в том, чтобы начатая работа велась планомерно и была направлена на преломление сознания торговых работников, создание непримиримой позиции к просроченным товарам.

— Вы давите на продавца требованием возмещения ущерба, мы – штрафными санкциями, — констатировал первый заместитель председателя комитета госконтроля области Михаил Серков. – Не нужно на него давить! Своего работника стоит защищать, а не выдавливать его из профессии. Продавцы не должны бояться класть просроченный товар на отведенную для этого полку. Желаемый результат будет только в том случае, если с кадрами постоянно, серьезно и целенаправленно работать.

 

Как достичь результата?

Главный санитарный врач области Иван Довжук отметил, что в большинстве случаев торговые объекты потребкооперации выглядят не лучшим образом. В 75 процентах случаев проверок выявляются нарушения и не только по срокам годности товаров. Мол, поднятая на семинаре тема актуальна, но взята слишком узко.

-Магазин на селе – основная социально-экономическая единица, — считает заместитель председателя Брестского райисполкома Тамара Прияцелюк, — ведь туда ходят все жители населенного пункта. Необходимо работать с потенциальным покупателем, чтобы люди не покидали магазин с пустыми руками. Главное – в каждом видеть человека и не обкладывать продавцов несусветными штрафами. Одно дело, когда тот не стремящийся трудиться недотепа, и совсем другое, если выявленный недостаток – случайность. Подход, исходя из этого, должен быть разным.

Подводя итоги семинара-совещания, председатель правления облпотребсоюза Олег Нестерук сказал, что в сфере потребкооперации проблем, пожалуй, больше, чем у других торговых организаций. Только планомерная реализация всех намеченных планов позволит достичь позитивных результатов.

 

Алла ВЕРСТОВА

 

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!