Секрет рукотворной нежности | Заря над Бугом

Секрет рукотворной нежности

…Даже собираясь в дорогу, она бросает в свою сумку небольшой клубочек и две спицы. Двести петель на них —  очередная виртуозная задумка мастерицы.

— Как это зачем? —  удивляется  она чьим-то докучливым вопросам. — А вдруг свободная минутка – вот я и займу себя. Пока в автобусе, например, ехала – всю дорогу вязала: глаза привыкли, да и руки по-другому уже не могут…

Говорят, парой штрихов можно обрисовать характер, и именно первое впечатление всегда самое верное. Вот и наше знакомство с Надеждой Степановной Кравчук началось, по сути, с её клубка. А от него потом и потянулась нить всей её жизни.

Уже многим более полувека из-под спиц этой прибужской мастерицы, не так давно разменявшей восьмой десяток лет, выходят словно небольшие рукотворные шедевры: роскошные ажурные шарфики и паутинки. Своему ремеслу Надежда Степановна старается уделить каждую свободную минутку, и вот сейчас, словно незатейливо набрасывая петли на спицы, рассказывает  о себе.

— Ой, да я уже даже и не помню, когда впервые в руки спицы взяла и свои первые детские петельки провязала — лет в пять, наверное, — с улыбкой вспоминает она. – Так уж у нас заведено в семье было: вечера проводили,  свернувшись калачиком рядом с мамой или бабушкой, и зачарованно наблюдали, как проворно у них под руками прыгают спицы и убегают по полу вдаль клубочки…

Тёплые воспоминания семейного уюта и гармонии перемежаются со страшными эпизодами военных и послевоенных лет, когда ее семье пришлось пережить всё: и голод, и холод, и смерть близких… Чтобы помочь маме, которая после гибели на фронте мужа, одна поднимала пятерых детей, Надежда – самая старшая – с 15-ти лет начала работать. В поле, на заводе, в хлебопекарне —  где только не пришлось ей потрудиться за эти годы. Когда тяжёлые времена прошли, она наконец-то смогла посвятить себя профессии, о которой давно мечтала, – стала учителем. Уже работая в школе, заочно закончила педагогический институт. Но все эти годы, как бы сложно ни было, Надежду всегда сопровождал верный спутник – её увлечение вязанием.

О том, чтобы сделать своё любимое увлечение профессией и зарабатывать на этом деньги, Надежда никогда всерьёз не думала. Да и зачем? Ведь, как признаётся сама, вязала всю свою жизнь по большей части не «благодаря», а «вопреки». Вопреки нехватке времени и сил, вопреки всем жизненным сложностям и материальным неурядицам, вопреки тому, что порой так хотелось разорвать связующую поколения нить – династию вязальщиц. Но, как говорится в одном известном афоризме, который обычно вспоминают, когда хотят отличить талант от бездарности: «Художник должен творить только тогда, когда не творить он не может». Вот и Надежда Степановна, думается мне, как раз из разряда таких умелиц, которые без своего ремесла уже не могут. И благо, что есть меж нами такие удивительные люди, ведь именно они знают самый главный секрет своего искусства…

— Подойдите поближе, — уже ближе к концу нашей беседы говорит  Надежда Степановна. – Вот, видите на фотографии девочка? Это внучка моя – София. В восьмом классе учится. А знаете, её главная гордость – самая первая выставочная работа. Она чуть больше года назад связала паутинку и назвала ее – «Нежность». И неужели после этого вы поверите, что наш вековой промысел умирает? Да вы только вдумайтесь: раньше я за своей бабушкой, как завороженная наблюдала, а теперь за мной моя малышка всё смотрит — учится. Наше искусство будет жить столько, сколько будет существовать такая преемственность поколений. Вот вам и весь секрет рукотворной нежности…

Марина Федорук

 

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!