СЕРВИС ПРИ ДОРОГЕ: ЕГО «ЗЕЛЁНЫЙ» И «КРАСНЫЙ» СВЕТ | Заря над Бугом

СЕРВИС ПРИ ДОРОГЕ: ЕГО «ЗЕЛЁНЫЙ» И «КРАСНЫЙ» СВЕТ

Недавно назрела необходимость поездки в Россию. Впервые представилась возможность добираться не поездом, а автомобильным транспортом по главной магистрали Брест-Москва, которую в народе нередко называют «олимпийкой». Расстояние преодолевалось легко — идеальное покрытие дорожного полотна, отличная видимость способствовали быстрому движению вперед. Дорога предстояла неблизкая, потому за время путешествия приходилось пару раз останавливаться еще на белорусской стороне, чтобы отдохнуть, а заодно и подкрепиться. Как правило, это были крупные стоянки, с автозаправочной станцией, пунктом питания, магазинчиком и санузлом. Внешне все выглядело достаточно цивильно, для человека, находящегося в пути, казалось, там было все необходимое. Возможно, отечественный придорожный сервис еще не дотягивает до европейских стандартов, но все-таки нельзя не согласиться с тем, что он развивается планомерными шагами. Это видно и на примере нашего района

РАСКРОЙ ГЛАЗА, ИНВЕСТОР!

На территории Прибужья проходят четыре автомобильные дороги республиканского значения: Р-16 – Тюхиничи-Высокое-граница Республики Польша (Песчатка), Р-83 – Брест-Каменец-ГНП «Беловежская пуща», Р-17 – Брест-граница Украины (Олтуш), Р-94 – Брест-граница Республики Польши (Домачево) и одна – международного — М1/Е-30 – Брест (Козловичи)-Минск-граница Российской Федерации (Редьки). Расположение этих дорог делает перспективным развитие придорожного сервиса, так как все они пересекают границу Беларуси с сопредельными государствами. Создание объектов на автодорогах района осуществляется в соответствии с Генеральной схемой развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №106. Ответственными исполнителями, отвечающими за развитие придорожного сервиса в Прибужье, являются отдел архитектуры и строительства и отдел экономики райисполкома.

— В настоящее время на республиканских автомобильных дорогах района функционируют 13 объектов придорожного сервиса, — говорит начальник отдела экономики Илья Бандровский, — в состав которых входят 7 пунктов общественного питания, 6 предприятий торговли, 4 автомобильные заправочные и газозаправочные станции, 2 охраняемые стоянки, 1 пункт постоя (гостиница) и 1 автомойка.

Крупными операторами придорожного сервиса на территории района являются РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» и ИП «Лукойл-Белоруссия». В соответствии с постановлением Минтранса от 21 декабря 2010 года № 106 рекомендуемые расстояния между пунктами питания, а также АЗС на автодорогах первой и второй категории составляют 30-40 километров. Этот норматив у нас выполняется. Протяженность автодороги международного значения М1/Е30 по территории района — 25 километров. На данном участке, например, располагаются два объекта общественного питания и три АЗС.

Создание объектов придорожного сервиса осуществляется, как правило, за счет собственных средств. Однако государством также оказывается определенная поддержка. Так, в рамках Указа Президента от 15 мая 2008 года №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса за 2012-2013 годы» на ввод в эксплуатацию второй очереди туристско-гостиничного комплекса «Рыньковка» выдан кредит на сумму 8,92 млрд рублей.

В настоящее время в стадии строительства либо ввода в эксплуатацию находятся три объекта придорожного сервиса: комплекс сервисных услуг третьего уровня с АЗС и пунктом общественного питания РУП «Белтаможсервис» — вдоль трассы М1/Е-30, объекты придорожного комплекса второго уровня с автостоянкой, пунктом общественного питания, гостиницей в поселке Мухавец, а также южнее д. М. Мотыкалы.

По словам Ильи Павловича, в целях создания привлекательных условий для развития придорожного сервиса на территории района дополнительно определены перспективные площадки для строительства объектов вдоль республиканских автомобильных дорог Р-83 и Р-94. Инвестор пока не определен. Кстати, подбор земельных участков осуществляется с учетом близости существующих инженерных коммуникаций (газ, электричество, вода, канализация, телефонные линии) и  в соответствии с пожеланиями потенциального инвестора.

В прошлом году на территории района проведена значительная работа по подготовке объектов торговли, общественного питания, сервиса к стандартам международного уровня. Целевыми являлись объекты, расположенные вблизи и в пограничных пунктах пропуска, а также придорожный сервис на автодороге М-1/Е-30 Брест (Козловичи)-Минск-граница РФ (Редьки).

Безусловно, придорожный сервис развивается, на это указывают и некоторые положительные моменты. Например, в настоящее время, согласно решению облисполкома, за счет средств обслуживающих банков на всех объектах придорожного сервиса установлены платежные терминалы Белкарт, Visa и MasterCard. В пунктах питания меню оформляется на двух языках – русском и английском, обязательными его составляющими являются блюда белорусской кухни. Чтобы соответствовать определенному уровню, персонал РУП «Белоруснефть-Брест-облнефтепродукт» прошел курсы иностранных языков. А на объектах придорожного сервиса трассы М1/Е30 обеспечен беспроводной доступ к сети интернет Wi-Fi.

НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА

Конечно, есть у нас успешные объекты, но есть и проблемы, связанные с придорожным сервисом. Об этом говорилось на одной из комиссий райис-полкома по вопросу бюджета и социально-экономического развития. Как известно, строительство объектов придорожного сервиса входит в Государственную программу развития туризма. И привлечение инвестиций в этом направлении является одной из приоритетных задач. На территории района имеются объекты, строительство которых началось еще несколько лет назад, но так и осталось поныне незавершенным. В настоящее время рассматриваются решения об отчуждении таких объектов или даже их сносе, если «незавершенное строительство противоречит общественной пользе или представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, здоровью населения, правам, свободам населения, законным интересам других лиц». Кстати, в случае использования арендатором земельного участка не в соответствии с целевым назначением договор аренды может быть расторгнут.

Некоторые объекты придорожного сервиса не соответствуют санитарным нормам, устарели, что называется, морально и физически, далеки от современных требований. На это обращал внимание во время разговора и главный государственный санитарный врач города Бреста и Брестского района Геннадий Радченко. Были у него и претензии к дорожникам, которые отвечают за чистоту придорожных территорий и объектов малых архитектурных форм – беседки, площадки для отдыха граждан.

Все это, к сожалению, имеет место у нас. Чтобы убедиться, насколько востребованы наши объекты придорожного сервиса, какие услуги оказывают они участникам дорожного движения, мы решили посетить некоторые из них.

И ЗАПАХНЕТ В СТРАДЕЧИ БЛИНАМИ

Магазин по правой стороне автодороги Брест-Домачево в аг. Страдечь. По словам его заведующей Инны Мисюты, объект торговли пользуется спросом как у местного населения, так и туристов. «У нас постоянно осуществляется подвоз товаров, потому в магазине всегда есть свежие продукты, в том числе молочные, мясные, кондитерские, овощи и фрукты. Все они пользуются спросом. И если зимой в основном покупатели местные, то летом много останавливается мимо проезжающих россиян и поляков. Мы уже знаем, чему они отдают предпочтение: россияне, например, любят нашу свинину, а поляки — форель, семгу, другие изделия из рыбы».

Рядом с объектом торговли  расположилась летняя площадка под навесом, где можно перекусить, сидя за столиком. Инна Николаевна говорит, что директор магазина якобы планирует использовать ее под блинную, которую собирается со временем открыть. Есть также необходимость расширить торговый объект – не хватает места для бытовой химии. Помимо заведующей, в магазине работают четыре продавца, все женщины – местные. Зарплата, говорят, неплохая. В общем, не жалуются.

КОМУ — БИЛЬЯРД, КОМУ — ПИВО

Одним из объектов придорожного сервиса является бар «Пирамида» в Чернавчицах, расположенный у республиканской автодороги Р-83 Брест-Каменец-ГНП «Беловежская пуща». График работы — с 15.00 до часа ночи, а в выходные дни – с 12.00. Посетителей обслуживают два бармена и повар. Меню предлагается на двух языках – русском и английском. Есть в заведении и свое фирменное блюдо — «драники с мясом», по цене за одну порцию весом в 100 граммов — 10600 руб. Филе куриное в сыре, например, стоит 16100 руб., картофель фри (140 г) – 11250 руб., а час игры на бильярде — 20000 руб. Чаще, конечно, сюда заглядывают местные жители, реже – мимо проезжающие в Беловежскую пущу отдыхающие. Летом посетителей бывает больше – в баре на разлив продаются пиво и квас. И хотя цены здесь на некоторые блюда ниже, чем в Бресте, людей бывает негусто.

НА ПОДХОДЕ «ЛАГУНА-ЯНТАРНАЯ»

Тем, кому приходится бывать в Малорите или ехать в том направлении в Украину, конечно, доводилось видеть в пос. Мухавце строящееся у дороги большое здание из светлого кирпича. Это один из объектов придорожного сервиса – «Лагуна-Янтарная», строительство которого в скором времени должно быть завершено. Уже готовы три этажа, рабочие возводят крышу, под которой, по словам хозяйки объекта Натальи Ильницкой, разместятся кафе, гостиница на 95 человек и комната ЗАГСа — по просьбам местного населения. «Строительные работы уже выполнены примерно на 70 процентов, — делится Наталья Емельяновна. – Подведены коммуникации, оштукатурены первый и второй этажи, ведутся работы на третьем. В соответствии с документами здание должно быть сдано в эксплуатацию уже в декабре».

Кредит на строительство комплекса субъекту хозяйствования выделил Белгазпромбанк. «Вот наладится обстановка в Украине, — уверена Наталья Ильницкая, — и люди будут ездить друг к другу в гости, как раньше, а останавливаться будут у нас».

ЕГО ПРИМЕР – ДРУГИМ НАУКА?

Еще один строящийся объект придорожного сервиса расположен южнее д. М. Мотыкалы и принадлежит частному предпринимателю Михаилу Кристеву. Проезжая по трассе Тюхиничи-Высокое-граница РП (Песчатка), со стороны хорошо видно аккуратное здание комплекса, где, по задумке хозяина, должны размещаться кафе и  гостиница. Помимо этих услуг, планируется также производить небольшой ремонт легковых автомобилей – шиномонтаж, балансировку. Здание уже стоит под крышей, и кажется, что до ввода его в эксплуатацию остался один шаг.

Но Михаил Николаевич говорит, что в связи с отсутствием средств все работы пришлось приостановить на неопределенный срок. Деньги, которые были у предпринимателя, он все вложил в стройку — Кристев продал квартиру и дом, доставшийся ему в наследство. Чтобы окончить строительство, обратился за помощью в государственный банк, но получил отказ. Мужчина ссылается на  Указ Президента от 15 мая 2008 года №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса», который предусматривает предоставление владельцам объектов придорожного сервиса налоговых льгот и иных преференций. Согласно этому документу позволяются облегченное выделение земли под объект придорожного сервиса, а также более дешевые кредиты от коммерческих банков. В частности, стоимость кредитов в рублях приравнивалась к двум третям ставки рефинансирования Национального банка Беларуси, а кредиты в валюте – 8 процентам. Однако на практике получить льготный кредит на эти цели оказалось проблематично. Одним из рисков банк посчитал отсутствие счета и что предприниматель не ведет никакой деятельности, кроме строительства объекта. «О какой деятельности может идти речь, — возмущается Михаил Николаевич, — если мы только начинаем ее? Мы ведь представили и бизнес-план, и оценку здания, ввалили за это деньги. А что теперь? Все сроки прошли, и документы нужно делать по новой». За гарантированной поддержкой Михаил Кристев для начала намерен обратиться в облисполком, а потом, если понадобится, и выше.

Как видим, развитие придорожного сервиса – процесс достаточно сложный. По прогнозам, еще к открытию чемпионата мира по хоккею в 2014 году он должен был соответствовать европейским стандартам по насыщенности инфраструктуры и спектру предоставляемых услуг. Может быть, одна из причин медленного развития придорожного сервиса заключается в том, что государственная поддержка предпринимателей, занимающихся этим бизнесом, на практике не всегда гарантирована?

По словам начальника отдела экономики райисполкома Ильи Бандровского, ИП – это всегда риск. И если предприниматель не просчитал с самого начала, в какую сумму ему обойдется проект, то это только его ошибка. Единственным выходом из создавшейся ситуации при отсутствии денежных средств считает — на время законсервировать строящийся объект. Приоритет при распределении субсидий на строительство отдается объектам придорожного сервиса с созданием новых рабочих мест, и чем их больше будет, тем лучше.

Марина САМОСЕВИЧ

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!