СКАЖИ КОРРУПЦИИ: «НЕТ!» | Заря над Бугом

СКАЖИ КОРРУПЦИИ: «НЕТ!»

В нашей республике многое сделано и делается с целью предотвращения такого явления как коррупция. Постоянно совершенствуется законодательная база, вводятся новые методы и способы борьбы с ней.

Во всех государственных органах и организациях созданы комиссии по противодействию коррупции, основными задачами которых являются аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками государственного органа или организации; обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций; своевременное определение коррупционных рисков и мер по их нейтрализации; рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики).

Борьба с коррупцией — это не только обязанность государственных органов и организаций, оказание содействия в борьбе с коррупцией, это обязанность и каждого гражданина Республики Беларусь, закрепленная в статье 11 Закона Республики Беларусь № 165-3 от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).

Тем не менее, основную роль в борьбе с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Что же это за правонарушения, создающие условия для коррупции и коррупционных преступлений, совершение которых влечет установленную законодательными актами Республики Беларусь административную или уголовную ответственность? Прежде всего, это вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь. К ним относится и оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий, оказание содействия в их предоставлении. В числе правонарушений, создающих условия для коррупции, — использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, а также информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей. Участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации — противозаконно. Как и отказ в даче информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Беларусь, либо умышленное несвоевременное ее предоставление, дача неполной либо недостоверной информации. Неправомочно требовать государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. В числе преступлений, создающих условия для коррупции, — нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию. А также — создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами; нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленных законодательством; требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Непосредственно к коррупционным правонарушениям относятся:

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от вышеуказанной деятельности;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

К слову, с 24 января 2016 года вступает в силу новый Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-3 «О борьбе с коррупцией», которым в том числе указанный выше перечень усовершенствован и дополнен. Концептуально данный закон направлен на профилактику, предупреждение, выявление, пресечение правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений. Ужесточены и расширены меры ответственности, которые должны сыграть профилактическую роль в борьбе с коррупцией. Огромную роль в этом играет каждый член нашего общества.

Активная позиция, неприемлющая коррупцию, своевременное информирование о ставших известными фактах вышеуказанных проявлений, желание и стремление к формированию честного, равноправного, справедливого, правового общества помогут победить данное явление в республике.

Инна САВЕНОК, первый заместитель начальника главного управления юстиции Брестского облисполкома

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!