СТРОГИЙ, КАК ВЕЛИКИЙ ПОСТ | Заря над Бугом

СТРОГИЙ, КАК ВЕЛИКИЙ ПОСТ

14 августа в Православной Церкви  начался Успенский пост, который длится до праздника Успения Пресвятой Богородицы – до 28 августа. Это самый короткий пост в году, но почти такой же строгий, как Великий пост.

Богослужение 13-14 августа, начинающее Успенский пост, посвящено трем праздникам: Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня; празднеству Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы; семи мученикам Маккавейским.

По традиции в Православной Церкви в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста  в центр храма  выносится Крест: все верующие могут ему поклониться) и малое освящение воды. Вместе с водой освящается также мед нового сбора отсюда народное название праздника медовый Спас.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Август был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

Одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося в августе 988 г. Крещения Руси, поэтому установлено совершать в этот день малое освящение воды.

Третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божием.

Освящение меда в этот день –  благочестивая традиция. К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божией милости. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным.

Во время службы в праздник Преображения Господнего, который приходится на 19 августа, священники надевают белве одежды — как символ того, фаворского, небесного сияния.

В народе Преображение называют Вторым, или Яблочным Спасом. Почему яблочным? Как известно, мы, православные, приняли православную веру от Византии. А по византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды – главное, не забыть поблагодарить за них того, кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!