ТОНКИХ НИТЕЙ ШЕЛК И СЕРЕБРО… | Заря над Бугом

ТОНКИХ НИТЕЙ ШЕЛК И СЕРЕБРО…

Слуцкие пояса… Это прекрасное словосочетание заставляет замирать сердца и согревает души. В нем заложен глубочайший смысл. Ведь это наше драгоценное наследие, уникальная страница нашей истории, культуры, искусства…

Недавно, в чудесный апрельский день, в Брестском районном Доме ремесел (БРДР) прошел семинар «Слуцкие пояса — реликвия белорусского народа. Ткачество Брестского района». В нем приняли участие специалисты БРДР, отдела культуры райисполкома, директора и художественные руководители прибужских Домов культуры, руководители кружков декоративно-прикладного искусства, члены районного клуба мастеров «Под знаком Солнца», преподаватели и учащиеся Остромечевской детской школы искусств (ДШИ)… Цели семинара были весьма разнообразны: познакомить слушателей с мероприятиями по выполнению Государственной программы возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития изготовления национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012 — 2015-й годы, отличительными чертами ткачества и орнаментов Прибужья; приобрести теоретические и практические навыки работы на ткацком станке.

Открыть семинар выпала честь детскому фольклорному ансамблю «Астрамечаўскія жаўрукі». Пятеро мальчиков — Дмитрий Кулага, Илья Литвинов, Андрей Пашкевич, Влад Резанович, Александр Сериков — буквально очаровали аудиторию, исполнив вальс «Незабудка» и белорусскую народную песню «Кацілася чорна галка». Ребятам аккомпанировала на баяне Оксана Антонюк. Наградой юным исполнителям стали искренние аплодисменты. Отметим, что художественным руководителем этого коллектива является Алла Ильюк. И Алла Николаевна, и Оксана Владимировна — преподаватели Остромечевской ДШИ.

Затем вниманию собравшихся был представлен этнографический уголок «Бабулін скарб», где собрана уникальная в своем роде коллекция ткацких изделий — рушники, постилки, полотна, мужские и женские сорочки… А еще — множество предметов бытового и хозяйственного назначения: серп, ступа, ложки, кувшины, сундуки… Этим экспонатам — больше века!

Следующим этапом работы стал конференц-зал, где перед участниками семинара выступила директор БРДР Татьяна Лукьянюк. Она с высокой эмоциональной отдачей прочла бессмертное стихотворение Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі», а потом ярко и увлекательно рассказала об истории ткачества и создания знаменитых слуцких поясов. Татьяна Александровна поведала немало интересных фактов.

Ткачество на территории Беларуси появилось в глубокой древности. А в 11-13 веках уровень его был уже достаточно высок. Процесс изготовления ткани был отлажен веками и поколениями мастериц… Многообразие технических приемов давало возможность производить не только сугубо утилитарные предметы, но и настоящие произведения искусства. Однако и те, и другие очень глубоко отражали мировоззрение, философию и эстетические взгляды наших предков.

Важное место среди тканей ручного изготовления занимали полотенца, скатерти, постилки. Традиционные рушники поражают разнообразием и красотой узоров. Узоры же постилок и скатертей были более однообразными. Местные отличия в их декоре выражались менее ярко.

В 50-е годы прошлого века уже практически повсеместно перестали ткать полотно. На первое место вышли декоративные изделия. Эти тенденции сохраняются и сегодня.

Традиционная белорусская одежда — яркое наследие нашей культуры.

Слуцкий пояс — элемент богатого мужского аристократического костюма времен Великого княжества Литовского. Он считался символом достоинства, высокого социального положения, благосостояния владельца.

Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли Стамбульскими или Персидскими. В конце 1757-го в Слуцк был приглашен знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе, затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758-м Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивилом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотым шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.

Обучение ткача длилось не менее 7 лет! Когда был освоен процесс изготовления поясов, мастера стали использовать в их узорах местные мотивы — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба…

Это может показаться невероятным, но изготовлением в мануфактурах слуцких поясов занимались только мужчины! Считалось, что от прикосновения женской руки золотые и серебряные нити потускнеют, и пояс будет испорчен.

Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей. И быстро превратились в самоценные произведения искусства. Они задали высочайший уровень художественного мастерства, воспринимаясь на других мануфактурах как эталон.

Вышеназванная госпрограмма представляет собой комплексную систему мер по реализации государственной политики в сфере сохранения традиций и развития национального искусства, народных художественных промыслов (ремесел). Ее утверждение — важный шаг в культурной истории страны, имеющий к тому же глубочайший символический смысл.

Теоретическая часть семинара плавно перетекла в практическую. Руководитель кружка по ткачеству БРДР Оксана Машлякевич рассказала о традиционных орнаментах и технологиях ткачества Прибужья, познакомила слушателей с устройством ткацкого станка, и затем все желающие смогли на нем поработать.

В фойе Остромечевского ДК прошла выставка-продажа члена Союза мастеров РБ Галины Масюк. Галина Зигмундовна продемонстрировала свои работы: различную тканую одежду, куклы (в том числе и куклы-обереги), фигурки птиц, которые используются в обряде «зазывание весны»…

Сильное впечатление произвела также выставка изделий мастеров по ткачеству Прибужья, подготовленная практически всеми районными СДК и сельскими клубами-библиотеками. На ней были представлены иконы, выполненные в технике ткачества; разнообразная одежда (рубахи, андараки, юбки, пояса, жилеты); рушники, скатерти, салфетки, полотенца, постилки, половики…

— Сегодня, в условиях интенсивного ритма современной жизни, решая вопросы сохранения традиционной культуры и приобщения молодежи к изучению прошлого своей малой родины, очень важно опираться на региональные особенности, — подчеркнула директор районного методического центра отдела культуры райисполкома Светлана Клундук.

Слуцкие пояса — жемчужина культуры, исторический символ Беларуси, хранящий частицу души нашего народа. И наша задача — передать это драгоценное наследие потомкам. Ибо давно известно: забывшие свое Прошлое не имеют Будущего.

Александр ЯРМОШУК

Фото автора

 

 

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!