В Гуты добрэ буты! | Заря над Бугом

В Гуты добрэ буты!

Елена Николаевна Бойко — одна из немногих молодых жительниц деревни Гута. Ведь основное ее население, а здесь проживает около 70 человек, преимущественно пенсионеры. Она заведует местным магазином, а еще Домом социальных услуг. И, конечно же, заботы об этих людях ложатся и на ее плечи. Это вопросы как медицинского и бытового обслуживания, так и культурного досуга.

Местные жители бережно относятся к истории своей деревни, народным традициям. В Гуте сохранился и свой особый диалект, характерный только для данной местности. Песни, обряды, предания, услышанные от старых людей, Елена Николаевна аккуратно записывает в специальную тетрадь. Некоторые из них используются в репертуаре местного фольклорного коллектива «Гута», отметившего в прошлом году свое 25-летие. Средний возраст его участниц — примерно 75 лет. Это Лидия Ивановна Мацкевич, Екатерина Якимовна Качаловская, Вера Яковлевна Коренчук, Екатерина Петровна Супрунюк, Екатерина Ивановна Качаловская и Мария Степановна Алексеева.

Женщины часто собираются в Доме социальных услуг на репетиции, устраивают здесь посиделки, делятся воспоминаниями. Во время одной из таких встреч и зародилась идея – создать свой этнографический музей. С готовностью откликнулись на нее супруги Лидия Ивановна и Иван Антонович Лахмицкие, Ольга Лукинична Василюк, Валентина Николаевна Писчук, Ева Григорьевна Игнатюк и другие сельчане. Почти в каждом доме нашлись предметы старины, которые служат сегодня его экспонатами. Много интересных вещей принесла из дома своих родителей сама Елена Николаевна.

Как говорится, с миру по нитке, а в итоге получилась целая жилая комната, отображающая крестьянский быт начала прошлого столетия. Есть здесь старинное зеркало, прялка, детская колыбелька, кровать с вышитым покрывалом и такими же подушками, всевозможная домашняя утварь. Настоящее богатство – праздничные женские костюмы, такие одевали и сегодня одевают только в торжественных случаях. Дорогого стоит принесенная в дар музею местной жительницей Екатериной Герасимовной Карпук мамина юбка, или «рабак», как здесь говорят. Чтобы заработать на эту юбку, ее маме пришлось целый год трудиться на пана.

К сожалению, некоторые традиции гутовчан потихоньку уходят в прошлое. В Гуте нет своего храма, и когда-то деревня относилась к приходу Радежской церкви, расположенной в соседнем селе Малоритского района. Потому своим престольным праздником местные жители считали православный праздник, посвященный Трем Святителям, когда была освещена церковь в Радеже. О том, как проходил этот праздник, вспоминают участницы фольклорного коллектива.

— Колэсь, — рассказывают женщины, — прыстольный празднык був в нас 12 февраля на Трох Святэх. Мэ ходэлэ до церквы, попрыизжають гостэ, сядаим за стыл йистэ. Обязательно спывалэ. Булэ празныковыи писни. А там шлэ на танцы. На танцы ходэлэ вси: и молодэи, и старэи, и малэи. Алэ нас, малэх, на танцы ны пускалэ. Мэ под окнамы бигалэ, дывалыся. Алэ шоб взрослыи отдохнулэ, музыкант поклэча нас, заграе два-тры танцы и знов нас прожынэ. Старэи сыдилэ и дывэлыся, спывалэ. Кроме праздныковых песен спывалэ розныи писни.

Чтобы эта традиция все-таки не забывалась, Елена Николаевна вместе со своим коллективом 12 февраля для местных жителей готовит концерт, посвященный этому празднику.

Существуют в деревне и свои легенды, которые передаются из поколения в поколение. Одна из них — про русалку, которая живет в жите. Дела давно минувших дней, да и сюжет не нов: молодая девушка из богатой семьи полюбила простого парня. Тайком они встречаются в жите. Узнав про это, отец девушки заточил юношу в башне. Тогда она назло отцу ушла в жито, колосившееся недалеко от речки, и превратилась в русалку.

Старшие люди предупреждали молодежь и особенно детей не ходить через поле, а то можно ненароком повстречать русалочку. Уж она не отпустит, заманит и защекочет до смерти. «Иной раз, как подует внезапно ветерок, зашумит, заволнуется жито, и становится как-то не по себе, — рассказывает Елена Николаевна. – Кажется, вот-вот сейчас появится она…».      

Много интересного можно услышать от местных старожилов. Это касается и названия деревни. Когда-то очень давно здесь размещалось стекольное производство, битое стекло до сих пор находят сельчане во время работы на своих участках. Кстати, слово «гута» происходит от немецкого «Hutte» и означает «стекло», правда термин этот давно не употребляется. В 19 веке, согласно сохранившимся данным, деревня входила во владения графа Фомы Замойского. Вот такая история.

Марина САМОСЕВИЧ

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!