Вышитая мягкость дерева | Заря над Бугом

Вышитая мягкость дерева

Несколько энергичных нажатий тонким сверлом, пару ловких движений иглой – и деревянное полотно в умелых руках мастерицы оживает. Черные, красные, белые нити расцветают традиционными для прибужской земли орнаментами, и непримечательная дощечка превращается в удивительной красоты рушник.

До недавних пор об уникальной технике – вышивке по дереву – знал довольно узкий круг людей. Однако в прошлом году за возрождение необычного ремесла взялась радваничская мастерица Алла Панасик, о чем сразу же заговорили и средства массовой информации. До этих пор вышивкой по дереву в нашей стране занималась только минчанка Анна  Барашкова, которую в свое время вдохновили работы литовской умелицы.

Увлеклась новым для себя видом рукоделия Алла Панасик совершенно случайно. Во время сбора материалов для этнографического музея  в Радваничском Доме культуры местная  жительница рассказала ей о том, что у ее бабушки была вышитая табуретка, которая, к сожалению, не сохранилась. Аллу Антоновну, хорошо знакомую с различными видами народного творчества, крайне заинтересовал этот факт, ведь до этого с  ничем подобным в своей практике она не сталкивалась. После небольшого «расследования» выяснила, что техника эта насчитывает не одно столетие и в свое время считалась вершиной мастерства.  Привилегией иметь предметы, украшенные таким способом, обладали представители высшего сословия и богатые люди. К сожалению, со временем о вышивке по дереву незаслуженно забыли. Очарованная красотой и самобытностью этого искусства, Алла Панасик решила его возродить: сначала освоила сама, а затем стала обучать ему радваничских школьников. Большую поддержку мастерице оказал председатель профсоюза ремесленников Брестской области Жан Васько.

 

Следует отметить, что разнообразие «полотен» для вышивок не ограничивается только деревом, используются также глина и металл, на первый взгляд, совершенно неприспособленные для таких целей. Однако принцип работы с этими материалами универсален и на деле не так сложен, как кажется.

– На деревянных заготовках я прорисовываю  схему и просверливаю отверстия, после чего обрабатываю изделие наждачной бумагой и покрываю лаком. Это, пожалуй, самый трудоемкий этап работы. Далее сквозь дырочки продеваются нитки, как при обычной вышивке крестиком, – объяснила процесс изготовления Алла Антоновна.

Наблюдать за тем, как на твердой поверхности рождаются затейливые узоры, от которых исходят особое тепло и мягкость, – увлекательное занятие. Но вместе с тем от мастерицы оно требует скрупулезности, усидчивости и внимания. 

Сегодня в коллекции радваничской рукодельницы – более двух десятков изделий, декорированных вышивкой: шкатулки, сундучки, обереги, разделочные доски и другие предметы кухонной утвари, а также интерьера. Первыми предметами, украшенными в такой технике, стали деревянная ложка и настенные часы, которые она вышила по схеме XVIII века.

В последнее время работы Аллы Панасик можно часто увидеть на районных и областных выставках. Многие думают, что узоры к деревянной поверхности приклеены, но убедившись в том, что это действительно вышивка, удивляются и стараются выведать у рукодельницы секрет необычного мастерства. Алла Антоновна всегда с радостью делится своими знаниями, а  тех, кто загорелся желанием постичь азы этого ремесла, приглашает к себе в гости в Радваничи.

Алеся ПАШКЕВИЧ

Фото Сергея ХМЕЛЯ

Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!