Вследствие недостаточности собственных запасов топливно-энергетических ресурсов республика вынуждена закупать природный газ, нефть, уголь. Это делает экономику зависимой от внешних поставщиков и уязвимой по отношению к колебаниям цен на энергоресурсы.
Основные приоритеты энергетической политики и стратегии Беларуси следуют из стремления обеспечить безопасность энергоснабжения и уменьшить зависимость от импорта энергии, особенно из России.
Экономия и бережливость становятся ключевыми факторами поступательного социально-экономического развития независимого белорусского государства.
Увеличение доли использования местных видов топлива и сырьевых ресурсов, возобновляемых и альтернативных источников энергии обеспечит достижение значительного повышения эффективности национальной экономики и качества жизни граждан нашей страны.
Поэтому одной из стратегических задач развития экономики Беларуси является сокращение импорта энергоносителей, которое возможно посредством активизации применения альтернативных источников энергии и местных видов топлива. Освоение и эффективное использование местных топливно-энергетических ресурсов будет способствовать повышению энергобезопасности республики.
На сегодняшний день для реализации задач, поставленных Главой государства и Правительством, необходимо внедрять новые технологии и проводить мероприятия по использования местных видов топлива.
Так, их использование в жилищно-коммунальном секторе для нужд отопления и горячего водоснабжения реализовывается путем перевода на полное или частичное применение местных видов топлива в котельных установках.
В соответствии с поручением Председателя КГК Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Брестской области осуществляется контроль за переводом в 2016 году котельных в системе жилищно-коммунального хозяйства на местные виды топлива.
В настоящее время большое распространение при производстве тепловой и электрической энергии получила топливная щепа. Следует отметить, что она должна соответствовать требованиям ТУ BY 100145188.003-2009 «Щепа топливная. Технические условия», разработанным и утвержденным научно-исследовательским и проектно-республиканским унитарным предприятием «БЕЛТЭИ».
Даже такой показатель, как «влажность» для топливной щепы не более 40%, существенно влияет на эффективность процессов горения и теплообмена в энергогенерирующих установках.
Однако в ходе проведенных проверок Комитетом государственного контроля Брестской области выявляются факты, когда под маркой топливной щепы реализуется продукция, не соответствующая требованиям ТУ.
Использование щепы, не соответствующей техническим условиям, приводит к уменьшению КПД теплогенерирующего оборудования, снижению эффективности и увеличению затрат на его эксплуатацию.
Так, в ходе контрольно-аналитических мероприятий в отношении одного из коммунальных предприятий области установлено, что данное предприятие заключило договора с ООО «К» и ИООО «Л» на закупку топливной щепы. Но под ее маркой в адрес предприятия были реализованы древесные отходы, полученные путем оцилиндровки лесоматериалов, в количестве 3582,6 метров кубических на общую сумму 815,5 млн рублей без документов, подтверждающих соответствие качества продукции требованиям ТУ.
Хотелось бы, чтобы руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства обратили свое внимание на качество и соответствие топливной щепы требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, так как использование качественной щепы позволит снизить себестоимость отопления и горячего водоснабжения и сэкономит для потребителей данной продукции средства.
Материалы проверки для дачи правовой оценки действиям должностных лиц коммунального предприятия, а также организаций поставщиков переданы в правоохранительные органы.
С учетом изложенного, еще раз напоминаем о необходимости выполнения установленных законодательством требований в области технического нормирования и стандартизации, чтобы впоследствии не иметь проблем с законом.