ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ | Заря над Бугом
ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ

ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ

Единые пространства Союзного государства по-прежнему в процессе формирования, успехи делают культурное сотрудничество и народная дипломатия.

8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства России и Беларуси. Что мы имеем спустя 20 лет? Есть все основания считать, что перед нами самое продвинутое интеграционное объединение на пространстве, совпадающем с Содружеством Независимых Государств.

Накоплен богатый опыт, который вполне может быть учтен государствами, занятыми поисками эффективной модели взаимоотношений с различными партнерами на международной политической сцене. Со своей стороны Союзному государству по многим позициям еще предстоит пройти путь, который прошел Европейский Союз. Там завершилось формирование следующих единых пространств: политического, экономического, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного, культурного. На разных уровнях обсуждается идея создания европейской армии.

Что касается Союзного государства, то здесь нет ни одного единого пространства, поэтапная организация которого стала бы достоянием истории.

На современном этапе союзное строительство наиболее успешно в гуманитарной, культурной сферах, которые вглубь и вширь подпитываются народной дипломатией. Отлично отлажена координация внешнеполитической деятельности. В целом совпадают подходы субъектов Союзного государства к международным проблемам.

Единое таможенное пространство весьма динамично формируется с учетом базовых нормативно-правовых актов как Союзного государства, так и Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Поистине прорывным стало принятие Таможенного кодекса ЕАЭС. Созданы фундаментальные предпосылки гарантированного обеспечения военной безопасности Союзного государства. Региональная группировка войск Беларуси и России неизменно оценивается экспертным сообществом как удачный проект. Высокий уровень ее боеготовности традиционно подтверждается совместными военными учениями. В нашей стране функционируют два стратегически важных объекта Вооруженных Сил Российской Федерации. Радиолокационная станция «Волга» является неотъемлемой составной частью системы предупреждения о ракетном нападении. Размещена под Барановичами. Постановка  на боевое дежурство произошла 16 лет назад. Это – РЛС дециметрового диапазона. Российские военные моряки постоянно ассоциируют с райцентром Вилейка (Минская область) 43-й узел связи ВМФ. Его функциональная нагрузка хорошо известна: обеспечение связи на частотах сверхдлинных волн Главного штаба ВМФ России с тем сегментом атомных подводных лодок, которые выступают субъектами боевого дежурства в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов. Глубоко зашла интеграция оборонно-промышленных комплексов (ОПК). Если иметь в виду объемы поставок оружия и военной техники для Вооруженных Сил РБ, то роль российского ОПК  в этом деле будет главной, решающей, определяющей.

Единое экономическое пространство выступает фундаментом Союзного государства. Поэтому на нем стоит остановиться особо. Многое сделано и делается для его формирования. В Беларуси задействованы более 2600 организаций с российским капиталом. Если принять белорусский экспорт и импорт за 100%, то доля Российской Федерации составит соответственно 39% и 59%. Вопросы экономического сотрудничества постоянно обсуждаются на форумах регионов Беларуси и России. Они проводятся ежегодно с 2014 года. С 2015 года настоящие мероприятия регулярно посещают главы государств Владимир Путин и Александр Лукашенко. На всех форумах заключались важные экономические соглашения на уровне глав регионов, руководителей субъектов хозяйствования. В настоящее время 81 субъект Российской Федерации имеет в своем активе экономическое соглашение с высшим органом исполнительной власти Республики Беларусь.

А сейчас суммируем подводные камни. Сальдо экспорта/импорта между РБ и РФ касательно белорусской стороны неизменно отрицательное, причем во внушительном объеме. Белорусская сторона постоянно прилагает усилия по исправлению ситуации. Но, как говорится, воз и ныне там. Также белорусская сторона требует компенсации белорусским НПЗ их издержек вследствие перевода их в ближайшей перспективе на мировые закупочные цены. Москва твердо придерживается неприемлемой для Минска позиции в данном вопросе.

Существует большая разница в условиях хозяйствования предприятий Беларуси и России. В Минске убеждены, что настало время для неотложных кардинальных изменений касательно поставок российского природного газа в Беларусь. Есть резон в том, чтобы цена этого углеводорода для белорусов ничем не отличалась от цены для российских потребителей, представляющих Смоленскую область. Россияне не готовы на это пойти ранее 2025 года.

Совместные сборочные производства на российской территории лишены возможности на равных конкурировать с техникой сугубо российских субъектов хозяйствования.

В Минске недовольны и отсутствием общего аграрного рынка Союзного государства, считают, что надо сдвигать с мертвой точки выстраивание совместной аграрной политики на рынках третьих стран.

Несколько слов стоит сказать о введении единой валюты Союзного государства. Механизм ее введения пока не запущен. Сторонники единой валюты заявляют о положительных последствиях для экономики государств — членов Союзного государства. На мой взгляд, есть основания для подобных заявлений. Например, у экономических субъектов (предприятий и граждан) во многих случаях отпадет необходимость проводить валютообменные операции, а следовательно, снизятся расходы на уплату банковской комиссии. Снизятся риски, связанные с колебаниями курсов национальных валют.

Можно будет говорить о создании единой автоматической системы расчетов, позволяющей повысить скорость прохождения платежей между финансовыми институтами Союзного государства. По-настоящему свободным станет движение капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Повысится ликвидность рынка капитала, он станет более емким. Есть надежда и на то, что инвесторы отреагируют активизацией финансовых вложений в народнохозяйственный комплекс. Введение единой валюты может ускорить выравнивание цен на рынке Союзного государства. Стабилизация валютного рынка будет способствовать смягчению денежно-кредитной политики, в частности подешевеют кредиты. Бизнесу будет проще развивать промышленные проекты.

Вместе с тем, следует учесть, что появлению единой валюты на союзном пространстве должны предшествовать макроэкономическая стабилизация национальных экономик и формирование механизмов для минимизации воздействия внешних шоков.

Михаил СТРЕЛЕЦ

comments powered by HyperComments
Похожие новости

Create Account



Log In Your Account



Заказать звонок
+
Жду звонка!