К 780-летию ЯвленияЧудотворной Феодоровской Иконы Божией Матери

К 780-летию ЯвленияЧудотворной Феодоровской Иконы Божией Матери

К 780-летию ЯвленияЧудотворной Феодоровской Иконы Божией Матери

 События подтверждают Священные  Писания и Предания

ПРЕДИСЛОВИЕ

 Господи, благослови.

Православная Русь первыми начатками христианства своего обязана Милосердию Пречистой Девы. Пресвятая Богородица возлюбила Русь и пожелала стать «страны нашей Преславной Защитницей, и Церкви нашея утверждением».

Еще по жребию, брошенному Апостолами, Матери Божией выпала Иверия, которая примыкала, а потом и стала входить в пределы Российского государства. Послав туда для проповеди равноапостольную Нину, Пресвятая Дева и для северной страны нашей явилась «светлым облаком, которое руководило первыми шагами младенствующей Церкви».

Пресвятая Богородица возлюбила Русь, ставшую Ее избранным уделом. Воспев благодарственную песнь Богу: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). Пречистая Дева Сама научила нас ублажать Ее Славу и величие. Она явилась во Влахернском храме зодчим и мастерам и сказала им: «Хочу Я построить Себе Церковь на Руси в Киеве, и вот вам велю это сделать». Строительство и освящение храма Успения Божией Матери было Великим Чудом и знамением благодатного Покрова для Руси. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы близок для нас особым выражением Надежды на скорое заступничество и Милосердие Божией Матери.

Благочестие и веру принесла Богородица на Русь. «Богообразная и более всех небесных духов Святейшая, Матерь Христа Иисуса» (Дион. Ареопагит) и народ российский призвала к святости и чистоте. Богообрадованная и разноплеменную Русь соединила во едину великорусскую народность и даровала ей радость Богообщения. Селение Бога и «храм Божества» (догм.) и Русь Святую украсила храмами, где при молитве и таинствах является чудное единство Церкви Земной и Небесной.

Почитание Богоматери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы. Человечество поняло, испытало на себе эту Материнскую черту всеобъемлющего, безграничного Сердца Марии, Матери Божией. В этом Сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле со светлыми порывами и неисчислимыми падениями, человечество с Непорочной Девой Марией.

Забота Богоматери о роде людском избрала иконы, как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями-иконами Ее, пребудет всегда Ее — Благодать.

Курская Икона Божией Матери «Знамение» (8/21 сентября)

Курская икона Божией Матери «Знамение» — одна из замечательнейших и древних икон Православной Руси. История этой иконы пополняет череду многих чудес, происходивших от явленных икон Пресвятой Богородицы, и вызывает великое благоговение к этой Святыне.

Икона Матери Господа «Знамение» Коренная помогла исцелиться от болезни отроку Прохору. В 9-ю пятницу по Пасхе Крестный ход с образом Божией Матери «Знамение» шел из Знаменского монастыря города Курска в Коренную пу́стынь. В дороге шествие было застигнуто проливным дождем, и решили переждать дождь в каком-нибудь доме. Ближайшим оказался дом Агафии Фотиевны Мошниной. У нее тяжело болел девятилетний сын Прохор. За несколько дней до Крестного хода мальчик видел во сне Матерь Божию, обещавшую ему прийти и исцелить. Мать поднесла больного сына к иконе, и он вскоре поправился. Отрок Прохор стал преподобным Серафимом Саровским (†1833 г.).

В 1295 году один охотник, благочестивый муж, неподалеку от разоренного татарами Курска, на берегу реки Тускари, случайно заметил лежавшую на земле при корне дерева икону Божией Матери. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна иконе «Знамение» — Новгородской. При этом совершилось и первое чудо от иконы: на месте явления ее забил родник. Сначала Образ был поставлен в дупле дерева, при корнях которого был найден, а позже для него соорудили часовню. Жители Рыльска, узнав об этом удивительном событии, стали приходить, чтобы почтить новоявленную Икону, которая с течением времени все более и более прославлялась чудесами.

Вести об иконе дошли до местного князя Василия Шемяки и он приказал принести ее в Рыльск, где образ был торжественно встречен жителями еще на подступах к городу. Сам Шемяка уклонился от этого торжества и за свое неверие в самый же день прибытия иконы был наказан слепотою. Князь осознал свою вину и всенародно раскаялся в своем поступке. Усердно помолившись перед образом, получил исцеление. Пораженный чудом князь Василий построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и поместили Явленную икону. Но она находилась там недолго: чудесным способом икона перешла на место своего обретения. Рыляне еще не единожды переносили ее в свой город, но она возвращалась обратно. Паломники стекались на поклон «Чудотворной» и приносили к ней свои молитвы, и многим перед Курской иконой Богородицы подавались исцеления. Молебны для приходящих совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, живший здесь по благоговению к Пречистой, упражняясь в подвижничестве.

В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Вороги, встретив на своем пути часовню, сожгли ее, священника взяли в плен, а икону рассекли на две части и бросили их в разные стороны. Приезжавшие к хану послы московского царя выкупили священника из плена. Священник Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Вскоре он нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их — и они тотчас же срослись, что не осталось никакого следа от повреждения. Только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». За великие милости жители Рыльска молитвенно возблагодарили Господа и Его Преблагословенную Матерь. Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную князем Шемякой, рыляне не оставляли попыток перенести сюда святой образ, но икона всякий раз возвращалась на берег Тускари. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.

Благочестивый царь Феодор Иоаннович, много наслышавшись о чудесах Курской иконы, выразил желание видеть ее, и она была принесена в Москву в 1597 году. Икону встретили с великими почестями. По повелению царя икона была вставлена в серебряную позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков со свитками в руках по бокам. Царица Ирина Феодоровна украсила святой образ богатой ризой с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Святыню возвратили, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горой, у самой реки над источником, который появился при обретении иконы. Новообразованный монастырь стал называться Коренной Пу́стынью в память Явления образа при корне дерева.

В трудные годы для Руси Курская икона Богородицы «Знамение» опекала край, помогала людям нести тяготы земного бытия. В 1601 году на Руси был голод. Земля перестала плодоносить. Люди умирали от голода и болезней. И только на Курщине колосилась рожь. Курским хлебом снабжались также другие области, в частности Москва. Такое благодатное положение Курска связывалось с чудотворной Коренной иконой Божией Матери.

С целью безопасности от нашествия крымских татар образ переносится из Коренной Пу́стыни в Курск, в Соборный храм, а в Пу́стыни был оставлен список с него.

Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и сделал много ценных пожертвований на украшение ее в благодарность за спасение Курска от голода.

В 1604 году Лжедмитрий I вошел со своими войсками в Курск и забрал Курскую Коренную икону в свой лагерь в Путивле, а затем взял с собою в Москву.

В 1611 году окрестности Курска пограбила орда крымских, казанских и ногайских татар; также разорила и сожгла Коренную Пу́стынь. В этом пожаре сгорели все документы, связанные с жизнью монастыря.

В 1612 году семитысячное польско-литовское войско, предводительствуемое Сагайдачным и Жолкевским, осадило Курск. При самом начале осады некоторые люди видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города Жену с двумя светлыми мужами, Которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали Крестные ходы вокруг города, молились в Воскресенском соборе перед Курской Коренной иконой Божией Матери о помощи и заступлении, обещая Пречистой построить в Курске монастырь в честь Ее иконы «Знамение». Неприятели вскоре отступили от города с большими потерями.

В 1615 году по просьбе курских жителей царь Михаил Феодорович (1596 – 1645 гг.) повелел возвратить Чудотворный Образ из Москвы в Курск и поставить его в соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Феодоровича святая икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, выстроенного по обету.

После революции 1917 года Курская Коренная икона Матери Божией покинула пределы России и стала Одигитрией Русского Зарубежья. Пресвятая Богородица выполняет важнейшую миссию — ведет в Царство Небесное сынов и дочерей России, в «рассеянии сущих».

Икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная находится в Знаменском синодальном храме Нью-Йорка, устроенном в бывшем имении князей Белосельских-Белозерских.

«Державная» Чудотворная Икона Божией Матери (2/15 марта)

15 марта 1917 года, в день отречения от престола Императора Николая II, в Свято-Вознесенском храме села Коломенского[1] была обретена икона Божией Матери «Державная» — знак Ее Державного Заступничества за Россию. «Яко прииде Заступница на стражу земли Своей…»

Чудотворная Купятицкая икона Пресвятой Богородицы (15/28 ноября)

На заре христианства Божия Матерь послала Свою Купятицкую икону для укрепления в вере, в утешение и помощь народу Полесского края.

Купятицкая икона самая древняя из икон, явленных на землях Белой Руси. Образ обретен в 1182 году недалеко от села Купятичи, расположенного на Пинщине.

Девочка Анна, пасшая стадо овец своего отца, увидела на дереве в ярком сиянии небольшой Крест с изображением на нем Божией Матери с Младенцем, Господа Саваофа в верхней части Креста, в боковых – Праведных Богоотец Иоакима и Анны. На оборотной стороне иконы – Распятие. Для иконы, по месту Явления названной Купятицкой, жители села под покровительством Владычицы Небесной построили деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Во второй половине ХIII века храм сожгли татары. Икону посчитали утраченной. Однако Крест по указанию чудесному был найден. Вскоре была возобновлена церковь. Простые люди, знатные вельможи и князья отправлялись на поклонение чудотворной Купятицкой иконе Пресвятой Богородицы. Владетельные особы считали своим долгом заботиться о благосостоянии церкви. Благоверный князь Пинский и Туровский Ярослав обеспечивал храм и живущих при нем всем необходимым. Сын Ярослава, Феодор, князь Туровский и Пинский, с женою Еленою заботились о благолепии храма. В 1659 году Мария, дочь господаря молдавского, супруга Януша Радзивилла, завещала тысячу польских злотых на неугасимую лампаду перед чудотворной иконой Богоматери.

В 1629 году при Купятицкой церкви возник мужской монастырь, просуществовавший до XIX столетия.

Одигитрия Купятицкая укрепляла народ в вере, врачевала недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких.

Местный владелец Павел Война как-то позвал к себе гостей. Во время обеда помещик в шутливом тоне кощунственно отозвался о чудотворном образе. Все, участвовавшие в разговоре, ночью видели страшное видение и утром встали совершенно больными. Павел Война в тот момент, когда к нему был приглашен врач, умер. Это было в 1614 году.

Заступлением Матери Божией получил исцеление пинский судья Мацкевич, который лежал разбитый параличом: не мог ни говорить, ни есть. Недужный вспомнил о Едином Враче — Боге. Во время молебна о его здравии перед Купятицкой иконой Богоматери больной только взором просил Господа о спасении. И его молитва была услышана. В самом начале молебна он закричал: «Слава Тебе, Боже!» — и, встав с кресла, с благодарностью поклонился перед чудотворным образом.

Купятицкая Святыня избавляла село от моровой язвы. Летописи повествуют о многолюдном Крестном ходе с чудотворной Иконой, песнопениями и молитвами во время усилившейся болезни на весенний праздник свт. Николая Архиепископа Мир Ликийского. Болезнь в тот же день прекратилась.

Множество других знамений и исцелений даровала Пречистая Матерь Господа всем, кто притекал под сень Креста с Иконою Ее. Люди всегда верили в чудодейственную силу Образа Купятицкой Богоматери. В те древние времена жило в народе убеждение, что во всех несчастных случаях жизни утешения следует искать у Купятицкой Матери Божией.

В подвижническом служении Отчизне и Вере поддерживала икона-Крест Пресвятой Богородицы Борца за Православную веру во дни насаждения унии св. преподобномученика Афанасия (Филиповича), игумена Брестского (1595 – 1648 гг.)

В половине XVII века чудотворная Купятицкая икона Божией Матери была перенесена в Киевский Софийский собор. В соборе икона находилась до Второй мировой войны. Дальнейшая судьба Образа неизвестна.

Чудотворная Икона Матери Божией Лыщенская (4/17 сентября)

«Целительницей» именует народ Нерукотворенную Лыщенскую Богоматери икону, Рожденную столпом огненным. Само Явление Образа Пресвятой Богородицы сопровождалось великими знамениями.

Однажды ночью староста Лыщенской церкви Даниил Петрович Шепелевич проснулся и услышал Голос, Повелевавший ему идти в церковь. Не поверив услышанному, он вскоре уснул. Второй и третий раз Прозвучало Повеление: «Встань, Даниил, иди в церковь, там творятся чудеса». Взяв с собой племянника, Даниил Петрович пошел в храм.

Приблизившись к церкви, они увидели, что ее окна ярко освещены, а от купола до небес возвышается огненный столп. Шествие в воздухе огненного столпа со стороны Купятичей к Лыщенской церкви удостоились видеть жители близлежащей деревни Юзефины. На коленях Даниил пополз к храму. В церкви горели свечи и лампады, слышалось необыкновенное пение. В страхе и трепете Даниил пал ниц. Невидимая рука подняла его, и ночной Голос Произнес: «Поднимись, Даниил, не бойся. Ты увидишь чудо, и слушай, что Я буду говорить. В алтаре обновилась запрестольная икона Спасителя. Возьми ее и поставь в храме с левой[2] стороны на солее. Через три дня будет Великое диво. Всем людям расскажи об этом». Через три дня 4/17 сентября 1910 года на иконе справа от изображения Господа Иисуса прописалось Божественной силой Изображение Богородицы: частично вверху Лик с левой стороны и персты левой руки. Сначала это был графический рисунок. Со временем он заполнялся соответствующими красками.

Об этом чудесном событии вскоре узнало все Полесье и люди со всех его концов стекались в Лыщенскую церковь, чтобы почтить и увидеть Нерукотворенную Икону Богоматери. Сразу же от иконы начали происходить чудеса. Евфросиния Казимировна Рыжук (с. Погост-Загородск) и Селюжицкая Александра Алексеевна (Изгородец) в бытность свою рассказывали, что из Кобрина приходили в Лыще для поклонения Иконе три священника. Но только двое из них смогли видеть чудотворный образ. Стали иереи смиренно со слезами молиться и просить Богородицу, чтобы и третьему открыла Свой Пречистый Лик. И пастыри благодарно поклонились Самописанной иконе Матери Господа.

Святыня привлекла внимание ученых. Комиссия подтвердила сверхъестественный характер Явления на иконе Спасителя Лика Богоматери. Было признано, что на иконе краски появившегося Лика не поддаются анализу.

Спасла Матерь Божия во время Отечественной войны деревню Лыще, приготовленную фашистами к уничтожению. С горячей мольбой сельчане обратились к Всемилостивой Заступнице Пресвятой Богородице в образе Ее Лыщенском о помощи. И услышаны были молитвы. В последнюю минуту прибывший в деревню немецкий офицер приказ на уничтожение села отменил.

Слава о Дивной иконе распространилась по всем окрестным местам. В Лыще на поклонение приходило множество паломников. Люди страждущие и скорбящие шли, чтобы поведать печаль свою Владычице, испросить милости. И Она, наша Матерь Небесная, помогала всем, кто с верой приходил к Ней. Чудеса, исходившие от иконы, не регистрировались, но они живут в сказаниях местных жителей. Известны случаи исцеления от болезней глаз, туберкулеза, заболевания ног, разрешаются вопросы духовно-нравственного порядка; а также от недугов, которые трудно излечимы или вовсе не поддаются врачеванию: среди них — лейкоз, алкоголизм. Сельчане помнят и такой случай: в семье Линкевичей (д. Вулька Лавская, Пинский район) родились два сына-близнеца. В раннем возрасте дети заболели, один из них умер. Другого сына, Владимира, мать понесла к Лыщенской иконе – «Чудотворная» спасла дитя. Владимир вырос, отслужил в армии. Во время Великой Отечественной войны воевал на фронте, ни разу не был ранен. Умер в преклонном возрасте.

Трагические события атеистических времен не обошли стороной Лыщенский храм. В 1962 году церковь была разрушена. Чудотворную икону перенесли в Погост-Загородский Свято-Кирилло-Мефодиевский храм. Александра Алексеевна Селюжицкая, в ту пору трудившаяся при вышеназванном храме, в 1984 году заметила, что на Лыщенском образе, на верхнем поле иконы, сами по себе начали появляться очертания благовидных трех мужей в священнических одеяниях, в митрах, прописывавшихся по одному в течение года. Эти фигуры видели не все. Позже таким же способом в верхнем правом углу иконы стали вырисовываться образ Креста и другие изображения. Важно отметить, что за время пребывания Лыщенской иконы в Погост-Загородской церкви явленный Образ Богородицы полностью открылся и перешел в левую сторону, за изображением Иисуса Христа.

В июне 1995 года Лыщенская Чудотворная икона возвратилась в восстановленный на собранные пожертвования лыщенцами храм во имя св. Александра Невского и заняла свое историческое место. Как и ранее, не оскудевает источаемая Образом целительная сила. По-прежнему прибывают паломники со своими воздыханиями и скорбями. Каждого, кто приходит к иконе с верой, слышат Господь и Его Пречистая Мати. Многие чудеса и врачевания от иконы остаются неведомыми миру. О них знают только те, кто удостоился их, но не пожелал, чтобы они стали известны каждому. Примером тому служат привески к иконе — дары людей, получивших по молитвам перед образом милосердие и защиту.

17 сентября 2010 года Свято-Александро-Невская церковь отмечала 100-летие Нерукотворенного Образа Божией Матери на местночтимой иконе Спасителя. Собрала Царица Небесная на Торжества множество верных. Паломники прибыли поклониться Пречистой и принесли Ее Благости в дар безграничную любовь сердец своих. Икону Преблагословенной Своей Матери, Госпожи нашей Богородицы Лыщенской в Ее Юбилей засвидетельствовал Господь нам силами, многими чудесами и знамениями. В тот день «играло» солнце, а небосвод украшала радуга. Радовались православные люди, видя, как Небо и Земля славят Владычицу Мира, Богоматерь Деву.

Пилигримы из Пинска, идущие пешком от Доброславки до Лыще, стали свидетелями необычайных явлений на небе. Пройдя отрезок пути, вдруг впереди увидели исходящую от неба к земле вертикальную светлую полосу. Минуту спустя посередине ее пересекла такая же светлая поперечная полоса. Крест! По бокам от него прописались еще два больших Креста. Восьмиконечный Крест слева висел (горизонтально) над местом, где располагался Лыщенский храм, будто покрывая его. Крест был четко обозначен: верхняя перекладина небольшая, нижняя – волнистая.

«Идя впереди, – повествует участница этого похода, – я заметила, что к двум большим крайним Крестам стали прибавляться Кресты поменьше. Они то появлялись, то исчезали: исчезал один, и на его месте появлялись другие. Чем ближе мы подходили к Лыще, тем больше становилось Крестов. Их было много. Очень много. Кресты сопровождали нас до села».

Праздник проходил в великой радости. Храм не мог вместить в своих стенах всех прибывших на торжество, и многие во время Богослужения стояли во дворе. Среди них был юный паломник из Пинска со своими родными. Его заинтересовал плывущий по небу Крест. «Крест появился незадолго до начала Крестного хода. Он в горизонтальном положении шел от места расположения старой церкви к шоссе, — рассказывал мальчик после службы. — Над новым храмом он задержался, и его можно было хорошо рассмотреть. Крест был очень большой, белый. Со всех его сторон исходили сияющие золотистые лучи».

Знамение Креста на небе по завершении Крестного хода вокруг церкви во время совершения Молебна видела и паломница из Пинского района. «Высоко над березой, растущей за церковной оградой, с западной стороны, появился мощный, сотворенный из облаков Крест. Он вскоре скрылся, – вспоминает паломница. – Однако через мгновение показался снова, наклоненный к храму. У подножия Креста появился мужской Образ».

Икона Божией Матери «Феодоровская»

Смутное время начала XVII века сами же современники признавали следствием всеобщего нравственного одичания, и только заступничеством Богоматери, как об этом было открыто Архиепископу Элассонскому Арсению, «суд об Отечестве нашем преложен на милость». Как следствие этого обетования, Чудотворная Феодоровская Икона Матери Божией представляет иллюстрированный рассказ.

Феодоровский Образ Пресвятой Богородицы[3] — один из древнейших и Великих икон Богоматери.

Время Явления Феодоровской иконы[4] на Руси пока неизвестно.

Предание приписывает создание Феодоровского образа Матери Божией кисти Апостола Луки. Некоторые исследователи видят в нем византийское письмо. Название иконы связывают с именем св. вмч. Феодора Стратилата, чудно принесшему образ в Кострому. Но икона, обретенная в 1239 году, уже имела свое Имя и богатую историю. «…воистину тако сия чудотворная икона у нас на Городце была, и много от нея преславная чудеса содеяшася, а лет и времени Бог весть колико была у нас, и не вемы, ким написано бысть. Толико мы слышахом от отец наших преславная Ея чудеса…», — поведали со слезами городецкие люди Костромскому Князю Василию Георгиевичу («Сказание о пришествии народа во святую Божию и апостольскую церковь…»).

Заглянем в Православный календарь. В разделе «Именослов» узнаем, что имя Феодора это есть Божий Дар (с греческого). Будет позволительно мне высказать мнение — Имя Иконы Божией Матери Феодоровской обозначает Божий Дар. Царица Богородица Послала в дар костромичам Свой Чудотворный Образ и Повелела вручить Его вмч. Феодору Стратилату. «Кому же шествовать с Феодоровской иконой, как не Святому, носящему Ее Имя?» — В.М. Егоров (1937‑2003), петербургский историк.

С начала ХII века святая икона находилась в часовне вблизи города Китежа (неподалеку от города Городца). Первоначально она была обретена св. блгв. Великим князем Георгием Всеволодовичем (†1238 г.) в часовне близ Городца (впоследствии — Нижегородской губернии). На месте каплицы св. Князь Георгий Всеволодович построил монастырь, посвященный Феодоровской чудотворной Иконе Богоматери. При нашествии Батыя Городец и Феодоровский монастырь были разрушены и сожжены. Образ Богородицы исчез.

По милости Божией 16/29 августа 1239 года икону нашел в лесу во время охоты под Костромой блгв. Великий князь Василий Георгиевич Костромской и Галичский, сын св. Великого князя Георгия Всеволодовича. Благочестивые костромичи видели, как перед явлением иконы Князю Василию нес ее по улицам воин в богатой одежде, своим видом похожий на св. вмч. Феодора Стратилата (как изображается он на иконах), тогдашнего покровителя города. Обретенный Князем Василием Георгиевичем образ Богородицы Девы Марии поставили в Соборной церкви, освященной в честь великомученика Феодора Стратилата. Будучи в Костроме и посетив храм, городецкие купцы признали свою Феодоровскую святыню, но утешились копией ее Чудотворного Лика.

Блгв. Князь Василий Георгиевич, видя многие чудеса, происходившие от иконы Богоматери, повелел на месте ее Явления, на берегу реки Запрудни, построить Костромской монастырь во имя Нерукотворенного Образа Господня (ныне Спасо-Запрудненская церковь) в память Явления Дивной иконы Пречистой Богородицы.

Через несколько лет костромская Соборная церковь сгорела, но огонь не коснулся святыни. На третий день икону нашли в пепле неповрежденной. Вместо сгоревшего Собора воздвигли новый в честь св. вмч. Феодора Стратилата. Феодоровский образ Владычицы Небесной был богато украшен и поставлен в святом алтаре за Престолом.

Спустя время икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом св. блгв. Великого князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После его смерти в 1263 году младший брат св. Князя Александра Невского Василий Ярославич вернул чудотворный образ в богохранимый град Кострому.

В 70-х годах XIII столетия к Костроме подступили татары и городу угрожала опасность. «Сказание о победе благовернаго и Великаго Князя Василия Георгиевича, како победи прегордаго Батыя царя» говорит, что Великий князь Василий Георгиевич велел собрать все свое воинство против нашествия иноплеменников, а сам пошел в Соборную церковь и молил Господа и Пресвятую Богородицу о спасении града сего и православных христиан, призывая в помощь великомученика Феодора Стратилата и всех святых.

Перед битвой Князь вспомнил, что некогда Великий князь Андрей Боголюбский, отправляясь на камских болгар, взял с собой чудотворную Владимирскую икону и с благодатной помощью Богоматери разбил врага. По примеру Князя Андрея блгв. Костромской Князь Василий Георгиевич взял с собой в поход на неприятеля Феодоровскую икону. Накануне сражения икону обнесли по полкам. Во время боя совершилось великое чудо. Ослепительные лучи света, ярче и жарче солнечных, засияли от чудотворного образа Божией Матери и, падая на татар, пожгли, подобно огню, полчища их. Татары обратились в беспорядочное бегство. В память этого чуда Князь на том месте, где во время битвы стояла икона, утвердил крест. Само место это в народе, а также близлежащее озеро получили название «святых». Позже у озера основалось селение, получившее название «Святая Весь».

Просуществовала Соборная церковь св. вмч. Феодора Стратилата недолго — снова загорелась, но икона чудным образом уцелела. На месте погоревшей Соборной церкви велением Великого Костромского и Галичского князя Василия Георгиевича был выстроен Успенский Собор во имя Славного Успения Богородицы (так как Феодоровская икона в город пришла, когда совершается Память Ее божественного Упокоения), в честь великомученика Феодора Стратилата с приделом.

Ныне Чудотворная Феодоровская Икона Пресвятой Богородицы помещается в Свято-Богоявленском кафедральном Соборе г. Костромы.

В присутствии Феодоровской Иконы Божией Матери в 1613 году старица Мария Ивановна Романова благословила на Российский престол юного сына своего Михаила Феодоровича, родоначальника Дома Романовых.

Много волнующих минут подарила мне книга «Тайна Царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери» петербургского историка Алексея Витальевича Федорова. Книга богата передаваемыми историческими фактами, документами, достоверность которых подтверждена авторитетом архивов. Автор поведал новые, ранее не известные страницы из истории Чудотворного Образа, приоткрыл тайну потемнения Феодоровской иконы Матери Бога. Интересен фотоматериал. Все это помогает глубже увидеть аспекты многих событий прошлого. Иной раз перечитываю некоторые страницы издания. Рассматриваю иллюстрации, снимки. Все они одинаково трогательны. Сердце мое прилепилось к образу Божией Матери Феодоровской (фото 1913 г).

Икона темная. В середине февраля 2019 года мною замечено было, что рама ее посветлела, а из левого[5] верхнего угла словно свет исходит. Изображения на иконе Матери Божией и Младенца Иисуса также посветлели. Просматриваются сияющие драгоценные камни на их ризах. Сияет и сверкает крупный красный рубин, украшающий правый рукав Младенца Господа. Темная пелена, закрывавшая икону, начала неглубоко отступать: сверху, справа налево и по всей иконе к низу. Справа кромка иконной доски по вертикали очистилась до левкаса[6]. Небольшой фрагмент вверху изображения нимба Пречистой остается неизменным.

…23 февраля 2019 года выдался солнечный день. Вспомнился случай, как в прошлом году на праздник Феодоровской иконы Матери Божией (16/29 августа) во время чтения Акафиста (келейно) одна женщина получила исцеление, но позабыла поблагодарить Пресвятую Богородицу. Прости нас всех, Всемилостивая Мати Божия! Взглянув на образ — в изумлении увидела я, что икона сияет, хотя она и оставалась быть поверхностно устланной темной пеленой, но золотистый свет, исходивший, казалось, изнутри, наполнял ее фоновым золотым свечением. Икона воссияла и «заговорила» художественным языком в линиях и красках.

Феодоровский Образ Божией Матери — великая Православная и монархическая Святыня России, которая участвовала во многих значимых событиях русской истории и имеет общегосударственное значение. По Соборной молитве всего народа угасались смуты, выигрывались битвы и прекращались бедствия, восстанавливались княжеские и царские престолы. Именно такого рода великие чудотворения находились в основе общерусского почитания этой иконы.

В конце февраля 2019 года на Феодоровской иконе появились нерукотворенные композиции. Эти картины, которых не касалась человеческая рука, имеют реальные сюжеты. В некоторых отражены эпохальные моменты истории России. Специалистам еще предстоит с Божией помощью установить лица и конкретные события того времени.

На левом поле иконы, напротив изображения Богомладенца, показано большое скопление народа; многие стоят с зажженными факелами. В центре виден седоволосый старец в саккосе, склоненный над раскрытой Книгой, на которую падает свет. На том же поле, ниже Святых Ликов, прописавшаяся картина запечатлела в коленопреклонённой молитве людей. По одежде можно определить, что они относятся к высшим кругам общества. С ними представители из Царского Дома.

На левой вертикальной планке рамы иконы (ближе к низу) виден стоящий народ со свечами в руках. Интерьер обстановки говорит, что они находятся в храме. На левом поле чудотворного образа, возле изображенных в коленопреклонённой молитве людей, проявившийся, словно вышедший из недр земли, крупный бриллиант указывает на группу досточтимых мужей. Слева крайний в патриаршем клобуке.

На ризах Богоматери и Младенца Христа открылась монументальная картина, представляющая множество народа. У некоторых в руках горящие факелы. За освещенным столом сидят люди. Сидящий посередине подписывает некие документы. На омофоре Пречистой, ниже рамки туники (слева), появилась бирюзового цвета водная гладь, напоминающая морские волны.

При ножках Богомладенца (слева) меня заинтересовала нерукотворенная композиция, которую несколько дней безрезультатно я пыталась прочитать. Какое-то непреодолимое внутреннее чувство вновь и вновь влекло меня к иконе, охватывая благоговейным волнением. В композиции царствует неземной с голубизной свет. Изображена фигура женщины (спиной к зрителю), сидящей и склоненной над повитым Младенцем, Которого держит в руках. Справа, рядом с Ней, просматривается фигура (спиной к зрителю) сидящего человека. Такой знакомый сюжет. Рождество Христово. И только эта мысль утвердилась во мне, вдруг я заметила, как с правой стороны иконы в левую промчался некий предмет и запечатлелся на иконе слева. Этот предмет оказался прекрасным расцветшим махровым цветком гвоздики янтарного тона с алыми переплетениями внутри — Вифлеемская Звезда!

Свт. Димитрий Ростовский говорит, что Звезда Явилась на Востоке в самый день и час благовестия Архангела Гавриила, когда Наитием Святаго Духа воплотилось Слово во утробе Пренепорочной Девы.

В Египте Святое Семейство проживало в еврейском поселении Мемфиса (в то время — римская провинция), располагавшегося на западном берегу Нила. У Своих соотечественников они могли чувствовать себя в безопасности, недосягаемые для царя Ирода. После смерти Ирода Иосиф получил Откровение возвратиться в землю Израильскую. Иосиф исполнил Повеление и отправился с Семейством в страну Израилеву. Но по дороге узнав, что в Иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и его отец, побоялся идти туда. Получив снова во сне Указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет.

Иисус получил наименование Назарянина, которое (по-еврейски: нецер — отрасль, цветок) напоминает мысль и выражение у Ветхозаветных Пророков, когда они говорят о пришествии Мессии. «Вот Муж, — имя ему ОТРАСЛЬ…» — вещал Захария (Зах., 6, 12). «…и восставлю Давиду Отрасль…», — сказал Иеремия (Иер., 23, 5; 33, 15); Исаия первый видел Отрасль, выходящую из корня Давидова: «изыдет жезл из корене Iессеова, и цвет от корене его взыдет» (Исаия, 11, 1). События подтверждают Священные Писания.

Композиция, рассказывающая про Христово Рождество, объемная. Включает в себя и другие картины, связанные одной темой, в линиях и красках повествующие о событиях, совершившихся в начале истории Нового Завета. Неописуемый восторг вызывает Явленная на Чудотворной Феодоровской иконе Богородицы Девы Марии Вифлеемская Звезда, объявившая о Рождении Спасителя миру; не покидает нас состояние восхищения, когда мы встречаем на иконе восточных мудрецов, путешествующих во свете Звезды; со священным трепетом взираем на представленные сюжеты из жизни Святого Семейства, которые говорят о смирении, послушании Воле Божией, исполнении долга; испытываем радость, увидев изображенных на композиции Р.Х. свв. правв. Богоотец Иоакима и Анну; отрадно зреть, сколько друзей и добрых людей пришло в Вифлеем увидеться со Святым Семейством перед бегством Их в Египет; славно изображен приход в мир Сына Божия, обещанного Богом Искупителя народам, — в ночь Рождения Мессии небеса над Вифлеемом Иудейским огласились торжественной песнью Ангелов, возвещавших наступление Новой Эры в истории народов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14).

Рядом с вертепом у подъема на гору, покрытую кустарником, 26 февраля 2019 года, к вечеру, появился окруженный светом караван дорожников. Вот они на верху узкой горной тропинки, на спуске с горы, у подножия ее. Когда сошли они с горы, Вифлеемская Звезда в низших слоях атмосферы над землей снова осветила стезю этим путешественникам. Из всех полученных знаний теперь мы можем определенно сказать — восточные мудрецы спешат поклониться Новорожденному Великому Царю Вселенной, ожидаемому Мессии, о Котором первоначальные откровения сообщены были Богом еще древним Патриархам: «[И] се, звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2, 9). Тропинка, по которой идут умные мужи, ведет их к колодцу библейских времен с водопойней, показанному на иконе у стоп Богомладенца и названному колодезем «трех волхвов». По преданию, мудрецы по пути из Иерусалима в Вифлеем сделали остановку здесь. Арабы почитали это место. Всегда останавливались у колодца, чтобы отдохнуть, студёной водицы испить. События подтверждают предания. 27 февраля 2019 года мудрецы с Востока предстали на Феодоровском образе у входа в пещеру Рождества Христова справа. С благоговением поклонившись Рожденному Сыну Божию и Его Всесвятой Матери, они поднесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Наука и философия только тогда приобретают свое истинное значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым.

На чудотворной иконе проиллюстрирован фрагмент обратного пути волхвов-мудрецов — ниже вертепа мы видим удаляющийся караван во свете Звезды, обозначенной на иконе с левой стороны. В Евангелии от Матфея сказано: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12).

Некоторые исследователи называют родиной их Персию. Однако Священное Писание в книге IV Царств повествует, что царь Вавилонский Навуходоносор за 400 лет до Р.Х. увел в 70-летний плен жителей Иерусалима. После завоевания Киром Персидским Вавилона и разрешения пленникам вернуться в их отечество, Палестину, этим правом воспользовались не все. Многие остались на земле, где родились и выросли, смешались с местными жителями. Смешавшись с потомством Сима, а по другой линии — с потомством Арана и Нахора, родных братьев Авраама, они хранили Веру Отцов в Единого Истинного Бога, Творца неба и земли, хранили и обетование об Искупителе. Не возвратились в Палестину дети, внуки и правнуки царицы Есфирь, израильтянки, — халдейские князья и мудрецы, — сохранившие Веру и Предания своей благочестивой матери. Достойнейших из потомков царицы Есфирь Господь сподобил увидеть на небе появившуюся Необыкновенную Звезду, которая известила все народы о том, что в Вифлееме Дева Мария Родила Сына, Спасителя, Обещанного Богом. И они пошли поклониться Ему.

Вифлеемская Звезда сопровождала мудрецов на всем пути, вплоть до прибытия в отчий край. Связь этих событий на Феодоровском образе Божией Матери подтверждает и серебристая нить, протянувшаяся утром 20 апреля 2019 года от Звезды к вышеупомянутой горе, по которой шли мудрецы. Серебристая нить зрительно соединяет их. Халдейские мудрецы с Вифлеемской Звездой в окружении многочисленных соотечественников засвидетельствованы на нижней горизонтальной планке рамы иконы вверху. Эти умные мужи, просвещенные небесной благодатью, причислены к лику святых. Ныне мощи их находятся в Кельне (Чет.-Мин. 25 декабря ст. ст.). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла дары восточных мудрецов в 2014 году были принесены с Афона в Беларусь, Россию, Украину, чтобы преклониться перед Святынею и выразить свое благоговение.

На нерукотворенной композиции Р.Х. изображены персонажи, которых нам не приходилось встречать в современных официальных изданиях, посвященных Празднику Христова Рождества. Пред Ликом Богородицы Девы на почтительном расстоянии мы видим стоящих в длинных одеждах и с нимбами вокруг головы св. праведную Анну и рядом с ней св. праведного Иоакима. О человеке, находящемся справа от св. праведного Иоакима, можно сказать только гадательно. В такой знаменательный, счастливый час и должно быть рядом с их любимой Дщерью Марией родителям Пречистой Девы свв. правв. Богоотец Иоакиму и Анне.

Рассматривая композицию Р.Х. 1 марта 2019 года, а ее сюжеты можно лицезреть бесконечно, я обратила внимание, что у входа в грот, правее света с голубизной, после 22 часов зажегся такой же свет, и в нем появилась группа отроков. Это Вифлеемские пастушки, оповещенные Ангелом о Рождении Царя из Дома Давида, Спасителя, «Который есть Христос Господь», пришли поклониться Ему и Его Благословенной Матери, и поведали Марии и Иосифу, что сообщил им об этом Младенце Ангел (Лк. 2, 15-17). Возвращаясь к своим стадам, коих стерегли этой ночью неподалеку, на Вифлеемских полях, пастушки (они заметны на иконе под левой рукой Матери Божией) по дороге изложили встречавшимся лицам о необыкновенных знамениях, которые привели их к вертепу. И все радовались услышанному (Лк. 2, 18). Рассказ палестинских пастырей отозвался в сердцах жителей Вифлеема — на иконе продемонстрирована группа людей вначале озаренной светом стежки, ведущей к вертепу. Они же показаны и перед входом в пещеру Рождества, и справа, ниже драгоценного подвесного украшения на ризах Всецарицы Феодоровской, направляющимися обратно.

В 20-х числах марта Вифлеемская Звезда посветлела: во второй половине одного из дней, ближе к вечеру, внутри цветка появилось небольшое светлое облачко.

В апреле 2019 года на Феодоровском образе, при ножках Младенца Иисуса (справа), открылась композиция, на которой мы видим Божию Матерь, на Ней темного цвета манто, голову покрывает широкий белый шарф, в слинге[7] видим Сидящего Христа Младенца. За Пречистой Матерью Господа следуют праведный Иосиф, Обручник Марии, и, по преданию, сопровождающий их в пути старший сын Иосифа — Иаков. Евангелие от Матфея повествует: «…се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). События подтверждают Священные Писания и предания. Рядом со Святым Семейством (справа) присутствуют люди (поплечное изображение). Крупная сияющая серебристая точка над ними свидетельствует, что это благочестивый народ.

В июне 2019 года на левкасе и правой планке рамы иконы написались некие изображения, покрытые светлой пеленой. Через несколько дней они стали немного читаемы. В средней части правой вертикальной планке рамы показаны в непринужденной обстановке сидящие за столом люди; воспроизведенная на середине левкаса в богатом белом наряде черноволосая дама подает руку молодому господину, проявленному по середине правой планки рамы — можно подумать, она дает согласие на танец. Ниже просматриваются нерукотворенные рисунки.

25 февраля 2019 года на изображении Пресвятой Богородицы Феодоровской, в области нижних век, появились большие темные пятна. Они держались несколько секунд. После этого потемнели икона и рама ее. Нерукотворенные композиции также потемнели. К вечеру икона Божией Матери стала более темной, местами — почти черной.

На левой вертикальной стороне рамы иконы, ближе к низу, у самого правого края ее просматриваются какие-то сооружения и люди. На той же стороне рамы, ниже к ее угловой части, можно узреть фигуры людей, идущих по гористой местности. Еще ниже мы видим их в светлых одеждах, вышедших из пещеры. На этой же левой планке рамы, ближе к угловой части ее, запечатлены путники.

22 апреля 2019 года в левом нижнем углу рамы образа возникла группа монахинь. От них справа запечатлена иная группа монахинь. Это было 5 июня 2019 года — в день памяти преподобной Евфросинии, Игуменьи Полоцкой.

21 мая 2019 года на нижней горизонтальной планке рамы, посередине, прописалось изображение высокого, в светлой одежде, украшенного сединой, почтенного вида старца. От него видна тень на земле, как указание, что он находится в солнечной стране. В верхней части этой же нижней стороны рамы, в правой ее половине, появилась фигура человека, рядом с ним круглой формы строение, возле какового находятся люди. Этот же человек показан и ниже, о чем свидетельствует серебристая точка рядом с ним. Несколько правее небольшой по ширине фрагмент рамы иконы посветлел (соответственно к верху), а в нем окреслилось здание. Одновременно немного посветлело изображение почтенного старца. 21 мая Православная церковь прославляет память св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Ближе к нижней части горизонтальной стороны рамы иконы представлена группа людей, на которых нам указывает золотистая точка. На композиции можно рассмотреть (справа налево) женщину в бежевой одежде, фигуру мужчины, в светлых одеяниях двух женщин, две мужские фигуры. Немного ниже явлены в светло-голубом хитоне Чадо и Женщина в одежде небесного цвета.

На той же нижней планке рамы, у самого края ее, ниже этой композиции запечатлено много народа. Около них серебристые точки сообщают, что это благородные представители нации, у которых нет лукавства.

В конце июня 2019 года на иконе Божией Матери Феодоровской в левой ладони Пречистой изобразились две крупные человеческие фигуры. Находящийся справа человек повернут правым плечом к зрителю. Об этом нам говорят две серебристые точки, появившиеся возле них.

На Феодоровском Богородицы образе 21 июля 2019 года сияние крупного рубина, украшающего правый рукав Христа Младенца, местами окрасилось в алый цвет.

Раба Божия Вера
Беларусь

[1] Коломенское — бывшее село на ю.-в. Москвы (с 1960 года в городской черте), на высоком правом берегу р. Москва. Известен с XIV в., в XV-XVII вв. усадьба русских царей.

[2] Правую и левую стороны иконы будем определять по отношению к зрителю.

[3] Феодоровская икона Божией Матери двусторонняя, на обороте изображен образ св. вмч. Параскевы   

  Пятницы.

[4] Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.

[5] При описании иконы правую и левую стороны будем определять по отношению к зрителю.

[6] — белая грунтовая основа для иконной и стенной живописи.

[7] Слинг — тканевое приспособление, используемое для переноски детей.

comments powered by HyperComments

nadbugom

Related Posts

ГОСУДАРСТВА НАДЕЖНОЕ ПЛЕЧО

Комментарии к записи ГОСУДАРСТВА НАДЕЖНОЕ ПЛЕЧО отключены

МЫ — ПОМНИМ! МЫ – ГОРДИМСЯ!

Комментарии к записи МЫ — ПОМНИМ! МЫ – ГОРДИМСЯ! отключены

Сегодня в резерве — завтра во главе коллектива

Комментарии к записи Сегодня в резерве — завтра во главе коллектива отключены

Рабочая поездка заместителя Премьер-министра

Комментарии к записи Рабочая поездка заместителя Премьер-министра отключены

Принятие присяги у первого класса МЧС в Прибужье

Комментарии к записи Принятие присяги у первого класса МЧС в Прибужье отключены

Если мы помним, мы непобедимы

Комментарии к записи Если мы помним, мы непобедимы отключены

Некоторая информация для зрителей церемоний открытия и закрытия II Европейских игр

Комментарии к записи Некоторая информация для зрителей церемоний открытия и закрытия II Европейских игр отключены

В СВОЕМ ДЕЛЕ ОНИ — НАСТОЯЩИЕ «КИТЫ»

Комментарии к записи В СВОЕМ ДЕЛЕ ОНИ — НАСТОЯЩИЕ «КИТЫ» отключены

ЗБУНИН: Поют «Веселушки» под сенью сосен и берез…

Комментарии к записи ЗБУНИН: Поют «Веселушки» под сенью сосен и берез… отключены

Бизнес «по-соседски»: бывший пограничник оказался заложником «чужого» кредита

Комментарии к записи Бизнес «по-соседски»: бывший пограничник оказался заложником «чужого» кредита отключены

ПОДВИГ ГЕРОЕВ – ЧТИМ,  ИХ ИМЕНА – ПОМНИМ!

Комментарии к записи ПОДВИГ ГЕРОЕВ – ЧТИМ,  ИХ ИМЕНА – ПОМНИМ! отключены

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!

Комментарии к записи СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ! отключены

Create Account



Log In Your Account



ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!
Translate »